Сложная частица. Строение атома
Сера химический элемент - (Soufre франц., Sulphur или Brimstone англ., Schwefel нем., θετον греч., лат. Sulfur, откуда символ S; атомный вес 32,06 при O=16 [Определен Стасом по составу сернистого серебра Ag 2 S]) принадлежит к числу важнейших неметаллических элементов.… …
Сера, химический элемент - (Soufre франц., Sulphur или Brimstone англ., Schwefel нем., θετον греч., лат. Sulfur, откуда символ S; атомный вес 32,06 при O=16 [Определен Стасом по составу сернистого серебра Ag2S]) принадлежит к числу важнейших неметаллических элементов. Она… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сжатие при химических реакциях - В большом числе случаев химические реакции сопровождаются изменением объема веществ, участвующих в превращении. В случае, когда объем веществ, вступающих в реакцию, больше объема происходящих при реакции веществ, наблюдается положительное С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Комплексные соединения - Цис платин одно из многих координационных соединений Комплексные соединения (лат. complexus сочетание, обхват) или координационные соединения (л … Википедия
Вещество как материя - (Matière, Substance, Materie, Stoff, Matter) противополагается по смыслу духу, силе, форме, явлению и пустоте. Такое отрицательное определение, происходящее из древности, не может служить основанием для каких либо научных сведений о В. Наука же… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Брожение (хим. процесс) - представляет особый химический процесс, вызываемый так наз. ферментами. При процессе брожения сложная частица органического вещества распадается на более простые, т. е. заключающие меньшее число атомов. Среди громадного числа брожений, как… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Брожение - (хим. процесс) представляет особый химический процесс, вызываемый так наз. ферментами. При процессе брожения сложная частица органического вещества распадается на более простые, т. е. заключающие меньшее число атомов. Среди громадного числа… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Брожение - представляет особый химический процесс, вызываемый так наз.ферментами. При процессе брожения сложная частица органического веществараспадается на более простые, т.е. заключающие меньшее число атомов.Среди громадного числа брожений, как… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
complex particle - sudėtingoji dalelė statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. complex particle vok. zusammengesetztes Teilchen, n rus. сложная частица, f pranc. particule constituante, f … Fizikos terminų žodynas
particule constituante - sudėtingoji dalelė statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. complex particle vok. zusammengesetztes Teilchen, n rus. сложная частица, f pranc. particule constituante, f … Fizikos terminų žodynas
Атом - сложная частица
Цели урока: обобщить сведения о важнейших открытиях физики XIX -XX вв., доказывающих сложность строения атомов химических элементов; научить объяснять строение атома, опираясь на некоторые модели классической теории; закрепить знание современных представлений о строении атома на основе квантовой механики.
Основные понятия: макромир, микромир, квантовая механика, нуклоны (протоны, нейтроны), нуклиды, изотопы, корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира, химический элемент.
Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева, таблицы «Строение атома».
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
II. Изучение нового материала
План изложения
1. Важнейшие открытия физики конца XIX-начала XX века.
2. Модели классической теории строения атома, объяснение их несостоятельности.
3. Современные представления о строении атома на основе квантовой механики. Протонно-нейтронная теория.
4. Нуклиды - различные вилы атомов. Изотопы. Изотопы водорода.
5. Формы существования химического элемента.
1. Желательно по первому пункту плана зачитать на с. 3 учебника понятие «атом», фундаментальные открытия, доказывающие сложность строения атома, с последующей записью в рабочую тетрадь.
В 1904 г. Дж. Томсон предлагает модель атома под названием «сливовый пудинг». Атом в целом электронейтрален, так как он подобен сферической капле пудинга с положительным зарядом, внутрь сферы которого вкраплены отрицательно заряженные сливины-электроны, совершающие колебательные движения, благодаря которым атом излучает электромагнитную энергию. Однако эта модель не была экспериментально подтверждена и осталась гипотезой.
В 1911 г. Э. Резерфорд предлагает планетарную модель атома. Подобно движению планет по замкнутым орбитам вокруг Солнца модель атома есть положительно заряженное ядро и электроны, вращающиеся вокруг ядра по замкнутым стационарным орбитам. Однако данная модель не могла объяснить явления излучения и поглощения энергии атомом. Э. Резерфорд считается основоположником современного учения об атоме, его теоретической моделью строения атома мы пользуемся и сейчас.
В 1900 г. М. Планк, в 1905 г. А. Эйнштейн и Н. Бор внесли теоретические идеи и квантовые представления в планетарную модель Э. Резерфорда - постулаты (постулат - утверждение, принимаемое без доказательства).
Первый постулат: электрон может вращаться вокруг ядра не по любым, а только по некоторым определенным круговым орбитам. Эти орбиты получили название стационарных. При этом энергия атомом не поглощается и не излучается.
Второй постулат: излучение или поглощение энергии атомом происходит при скачкообразном переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую. При этом испускается или поглощается отдельная порция энергии - квант.
Н Бор внес квантовые представления о строении атома, но он использовал традиционные классические понятия механики, рассматривая электрон как частицу, движущуюся со строго определенными скоростями по строго определенным траекториям. Его теория была важным этапом в развитии представлений о строении атома.
Гипотеза, предложенная М. Планком и А. Эйнштейном о световых квантах (фотонах) показана, что нельзя автоматически распространять законы природы, справедливые для большинства тел - объектов макромира, на ничтожно малые объекты - микромира (атомы, электроны и т.д.)
В 20-х годах XX столетия после возникновения и развития новой отрасли теоретической физики - квантовой или волновой механики - была решена задача описания свойств и поведения частиц микромира. Эта теория характеризует частицы микромира как объекты с двойственной природой - корпускулярно-волновым дуализмом: одновременно они являются и частицами (корпускулами) и волнами. Корпускулярно-волновой дуализм объектов микромира подтвержден и экспериментально знакомыми из курса физики интерференцией и дифракцией электронов. Интерференция - наложение волн друг на друга. Дифракция - огибание волной препятствия. Это доказывает наличие v электрона волновых свойств. Почернение фотослоя лишь в одном месте свидетельствует о наличии у него корпускулярных свойств. Будь электрон только волной, он более или менее равномерно засвечивал бы фотопластинку (рис. 1 с. 5 учебника).
В 1932 г. была разработана протонно-нейтронная теория ядра , согласно которой ядра атомов состоят из протонов, имеющих заряд +1 и массу 1, и нейтронов, имеющих заряд 0 и массу 1. Их называют нуклонами.
Атом - электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра (образованного протонами и нейтронами) и электронов.
Порядковый номер элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева соответствует заряду ядра атома, т. е. указывает на число протонов в нем. Число нейтронов определяется по формуле N=A-Z , где А - массовое число, Z - порядковый номер элемента. Количество электронов в атоме соответствует порядковому номеру элемента в ПСХЭ.
Пример: Порядковый номер элемента - 25. Массовое число 55. Каков состав его атома?
Ответ: Заряд ядра атома +25; в ядре атома 25 протонов, нейтронов 55 - 25 = 30; в атоме 25 электронов.
Вопрос: Чего следует ожидать, если в атоме изменить число а) протонов; б) нейтронов?
Ответ: Изменение числа протонов в атоме приводит к образованию нового химического элемента т.к. изменяется заряд ядра атома.
Изменение числа нейтронов в атоме приводит к изменению атомной массы элемента, заряд ядра атома не изменяется. Образуются изотопы - разновидности атомов одного и того же элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разную относительную атомную массу.
Пример: Изотопы хлора: +17 Сl , ат. масса 35, и +17 Сl, ат. масса 37; изотопы калия +19 К, ат. масса 39, и +19 К, ат. масса 40.
Свойства изотопов одного и того же элемента одинаковы, т. к. имеют одинаковый заряд ядра, хотя их относительная атомная масса разная, т.к. они содержат разное число нейтронов; изменение атомной массы элементов незначительно - оно имеет долевое значение.
Изотопы водорода имеют собственные названия и химические знаки:
Протий - Н - имеет заряд ядра +1 и массу атома 1, нейтронов в ядре нет.
Дейтерий - D - имеет заряд ядра атома +1 и массу атома 2, нейтронов в ядре - I.
Тритий - Т имеет заряд ядра атома +1 и массу атома 3, нейтронов в ядре - 2.
Вопрос: Почему изотопы водорода существенно отличаются по свойствам?
Ответ: Изотопы водорода имеют изменение массы весьма существенное - в кратное значение раз.
На основании вышеизложенного следует дать современную трактовку химического элемента.
Химический элемент - это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра, т. е. с одинаковым числом протонов в нем.
Известны следующие формы (способы) существования химического элемента: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества.
Пример: Водород может существовать в виде свободных атомов, в виде двухатомных молекул, а так же входить в состав молекул сложного вещества.
Взаимосвязь содержания и формы на примере трех форм существования химического элемента
Простые веществаОдин и тот же химический элемент
Разные простые вещества
Аллотропы
Аллотропы: кислород - O 2 и O 3 - озон
Сложные вещества
Один и тот же состав (молекулярная формула)
Разные сложные вещества
Изомеры
С 2 Н 6 O - соответствует соединениям: спирт С 2 Н 5 ОН и эфир Н 3 С-О-СН 3
Вывод: содержание и форма взаимосвязаны между собой. Определяющая роль отводится содержанию (заряд атомного ядра, состав простых и сложных веществ), но и форма не пассивна, она влияет на содержание (изотопы, аллотропы, изомеры).
III. Закрепление по узловым вопросам темы
Работа с вопросами № 1, 2, 3, 4 § 1.
Учащиеся зачитывают вопрос параграфа и дают ответ на него согласно конспекта в рабочей тетради или согласно текста учебника.
IV. Домашнее задание
§1. Определить состав атомов № 13, № 56, № 30, № 101
Ответить на вопрос, чем сходны и чем различны атомы аргона с массами 39 и 40.
Слайд 2
Цели и задачи
Познакомить учащихся с эволюцией научных взглядов на строение атома Показать взаимодействие наук физики и химии
Слайд 3
Атом – «неделимая» частица химического элемента Доказательства сложности строения атома Открытие катодных лучей (1897г., Дж. Томсон) Открытие рентгеновских лучей (1895г., К. Рентген), явления фотоэффекта 1889 г., А.Г. Столетов) 3.Открытие радиактивности (1896 г.,А. Беккерель) и её изучение (1897-1903 гг., супруги М. Склодовская- Кюри и П. Кюри)
Слайд 4
СЛОВО «АТОМ» ПРИДУМАЛ БОЛЕЕ 2500 ЛЕТ НАЗАД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ ДЕМОКРИТ
АТОМ – ЭТО МЕЛЬЧАЙШАЯ ХИМИЧЕСКИ НЕДЕЛИМАЯ ЧАСТИЦА ВЕЩЕСТВА
Слайд 5
Представления о строении атома
Классическая теория строения атома Модели строения атома: 1. «Пудинг с изюмом» (1902-1904 гг.,Дж. Томсон и В. Кельвин 2. Планетарная модель (1907г., Э. Резерфорд) 3. Модель Бора (1913) Современные представления о строении атома на основе квантовой механики
Слайд 6
МОДЕЛЬАТОМАТОМСОНА
Атом, по мысли Дж. Томсона, очень похож на пудинг с изюмом: электроны, как "изюминки", а "каша" - положительно заряженное вещество атома. Джозеф Джон ТОМСОН
Слайд 7
СТРОЕНИЕ АТОМА
Слайд 8
Постулаты Н. Бора
электроны в атоме вращаются по строго определённым замкнутым орбитам, не испуская и не поглощая энергии; при переходе электронов с одной орбиты на другую происходит поглощение или выделение энергии.
Слайд 9
Современная квантовая модель
Н. Бор - создатель первой квантовой теории атома и активный участник разработки основ квантовой механики. Также он внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой. Электрон имеет двойственную (корпускулярно-волновую природу) -28-19 Масса = 9,1*10 г; заряд =1,6*10 Кл Движущийся электрон обладает свойствами волны (способность к дифракции интерференции)
Слайд 10
Современная модель атома
Слайд 11
СТРОЕНИЕ АТОМА
Слайд 12
СТРОЕНИЕ АТОМА протоны нейтроны электроны атом ядро электронная оболочка
Слайд 13
Z – порядковый номер химического элемента A – массовое число,A=Ar N – число нейтронов
Слайд 14
Число pZ p = Z(порядковому номеру химического элемента) Число ēZ ē = Z(порядковому номеру химического элемента) Число n N = A – Z(массовое числоминус порядковый номер химического элемента) + + о
Слайд 15
Изотопы
Слайд 16
Нуклиды -
различные виды атомов. Нуклиды характеризуются массовым числом А и зарядом ядра Z. Изотопы - нуклиды содинаковымиZ, норазными А Изобары – нуклиды сразными Z, ноодинаковыми А
Слайд 17
Проверяем знания
Задание 1. Запишите для 2-3 элементов (по вашему выбору). Элемент Порядковый номер Относительная атомная масса Заряд ядра атома Число протонов Число нейтронов Число электронов
Слайд 18
Задание 2. Выполните следующие упражнения Назовите элемент, содержащий 23 протона. Назовите элементы II периода, содержащие 8 нейтронов и запишите их. Назовите и запишите символы элементов, в которых сумма протонов и нейтронов равна 40. В ядре атома химического элемента А содержится 11 протонов и 12 нейтронов, а в ядре атома химического элемента В – 12 протонов и 12 нейтронов. Определите, являются ли они: а) изотопами одного элемента; б) атомами двух химических элементов, у которых одинаковое массовое число; в) атомами двух разных элементов, находящихся в периодической системе рядом.
Слайд 19
Задание 3. Определить состав изотопов 35Cl и 37Cl 28Si , 29Si, 30Si 39Ar, 40Ar
Слайд 20
Посмотреть все слайды
В предложении или служит для образования форм слова.
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Частица (7 класс, видеоурок-презентация)
✪ Что такое ЧАСТИЦА в русском языке?
✪ Русский язык 7 класс 31 неделя Частица как часть речи. Формообразующие частицы
✪ Частица (5 класс, видеоурок-презентация)
✪ Правописание частиц НЕ и НИ 7 класс
Субтитры
Общие свойства частиц
В классе частиц объединяются постоянные служебные (незнаменательные) слова, которые:
- выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики: побудительности, сослагательности, условности, желательности, а также оценки сообщения или отдельных его частей;
- участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания;
- характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления.
Перечисленные функции частиц группируются:
- в функции формообразования
- в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения.
Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует
- значение отношения,
- отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности,
- отношения говорящего к сообщаемому,
причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы.
Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.
Разряды частиц
В соответствии с вышеназванными функциями выделяются следующие основные разряды частиц:
- формообразующие (сослагательные) частицы
(пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):
- образующие формы слов ;
- образующие степени сравнения прилагательных и наречий ;
- отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не,никак);
- частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления;
- модальные частицы
:
- вопросительные частицы (ли, неужели, разве);
- указательные частицы (вот, вон);
- уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь);
- выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно);
- восклицательные частицы (что за, как);
- усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё);
- смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало) ; также в этих целях используется словоерс -с (наценка-с) , происходящий от сокращённого обращения «сударь »;
- сомнение (вряд ли, едва ли);
- побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)).
Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности, в частицах-репликах.
Классификация частиц по происхождению
Первообразные
К первообразным относятся простейшие (за несколькими исключениями) односложные частицы, в современном языке не имеющие живых словообразовательных связей и формальных соотношений со словами других классов.
Непервообразные
Все остальные частицы не являются первообразными.
Классификация частиц по составу
Простые
Простыми называются частицы, состоящие из одного слова. К простым частицам относятся все первообразные частицы, а также частицы, в разной степени обнаруживающие живые связи с союзами, местоименными словами, наречиями, глаголами или предлогами. Кроме первообразных частиц, к простым частицам относятся: , благо, более, больше, буквально, бывает, бывало, было, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, вот, вроде, всё, всего, где, гляди, да (не в составе формы повелит. накл.), давай(те), даже, дай(те), действительно, единственно, если, ещё, знай, и, или, именно, как, какое, куда, ладно, ли , лучше, никак (прост., вопросит.), ничего, нечего, но, однако, окончательно, оно, поди (прост.), положительно, просто, прямо, пусть, пускай, разве, решительно, ровно, самое, себе, скорее, словно, совершенно, спасибо (в знач. хорошо), так, там, тебе, тоже, только, точно, хоть, чего, чисто (прост.), что, чтоб, чтобы, эк, это.
Как уже сказано, все эти частицы имеют тесные внешние и внутренние связи с другими классами слов: в них в разной степени присутствуют элементы значений
- наречий (буквально, благо, во (прост.), вовсе, вон, вот, где, действительно, единственно, ещё, именно, как, куда, ладно, нечего, ничего, окончательно, положительно, просто, прямо, решительно, совершенно, совсем, так, там, хорошо),
- местоименных слов (всё, всего, какое, оно, самое, себе, тебе, чего, это),
- глаголов (бывает, бывало, было, давай(те), дай(те), смотри(те), знай,
- союзов (а, благо, будто, ведь, да, даже, если, же, и, или, ли, но, однако, пусть, пускай, разве, ровно, словно, тоже, только, точно, хоть, что, чтоб, чтобы),
- компаративов (более, больше, лучше, скорее: Скорее умрёт, чем согласится; Скорее бы каникулы!),
- предлогов (вроде: Вроде кто-то зовет?),
- междометий (эк, спасибо: Их, какая жара! места не найдешь. Спасибо в погребе соснула маленько. Н. Успенский).
Иногда в одном и том же слове близость и переплетение значений частицы и союза, частицы и наречия, частицы и глагола, частицы и местоимения, частицы и междометия настолько тесны, что противопоставление друг другу таких значений как принадлежащих словам разных классов оказывается неправомерным, и слово должно квалифицироваться как «частица-союз», «частица-наречие», «частица-местоимение» и т. д.;
Составные
Частицы, образовавшиеся из двух (реже - более) слов:
- двух частиц,
- частицы и союза,
- частицы и предлога,
- частицы и изолировавшейся от своего класса глагольной формы или наречия.
Составные частицы могут быть нерасчленяемыми - их компоненты в предложении не могут быть разделены другими словами, или расчленяемыми: их компоненты в предложении могут быть разделены другими словами. Внутри составных частиц выделяются частицы-фразеологизмы: это слившиеся воедино несколько служебных слов (или служебных слов и изолировавшихся от своих классов наречий, форм местоименных слов либо глаголов), живые отношения между которыми в современном языке отсутствуют; такие частицы также могут быть расчленяемыми или нерасчленяемыми.
Расчленяемые
Их компоненты в предложении могут быть разделены другими словами. Расчленяемые частицы:
Вот бы (Вот бы дождичка!; Вот дождичка бы!); вот и (Вот тебе и друг!; Вот вам и результат!; Ты ему верил? Вот и верь после этого людям!); вот так (Вот так распоряжения!; Вот это так распоряжения!; Вот у нас сад так сад!; Вот удружил так удружил!); едва не (едва не опоздали; едва голову не разбил); едва ли не (Едва ли он не впервые в жизни солгал); как не (Как не понять!; Как мне дорогу не знать!); как бы не (Как бы дождик не пошел); лишь бы (Лишь дождя бы не было!); мало не (прост.) (В колокольчик стал звонить, мало не оборвал. Дост.; От страха даже мало на землю не упал. Леск.); пусть бы (Пусть себе пел бы!); скорее бы (Скорее бы весна!; Весна бы скорее!); так и (так и веет покоем; так он меня и не узнал); только бы (Только не опоздать бы!) только и (Только и разговору, что о поездке; Только о поездке и разговору); хоть бы (Хоть не ворчал бы!); чуть (было) не (чуть ногу не сломал); чуть ли не (Чуть ли он теперь не большим начальником стал).
Всегда расчленяются частицы
Не ли (Не отдохнуть ли нам?), не же (Не ночевать же тут!).
Фразеологизированные частицы:
Нет-нет и (да и) (Нет-нет да и зайдет навестить; Нет-нет деда и вспомнит); что за (Что это за новости?; Что у тебя за характер!); что из (того, что) (Что мне из его обещаний!; что теперь из того, что он вернулся?).
От составных частиц следует отличать группирующиеся вокруг простой частицы разнообразные, легко возникающие и легко распадающиеся комплексы, характерные прежде всего для модальных частиц; например:
уж - уж и, ну уж, так уж, уж и… же; как - да как, ну как, как же, да как же, ну как же; вроде - вроде бы, вроде как, вроде и, вроде как бы;Нерасчленяемые
их компоненты в предложении не могут быть разделены другими словами.
А то (- Не боишься? - А то я боюсь!; Пустят ночевать? - А то вдруг не пустят); без того (Человек он и без того молчаливый, а тут и вовсе замкнулся. Полев.; Некогда ждать, без того уже опаздываем); было б (прост.) (Было б мне не оставаться, а уехать домой!); вряд ли; всего-навсего (Времени всего-навсего час); всё же; глядь и (разг.) (Ждал-ждал, глядь и заснул); далеко не (далеко не уверен в успехе; далеко не красавица); диви бы (прост.) (Диви бы дело знал, а то ведь неуч!); до чего (До чего хорош лес! До чего ты устал!); добро бы; если бы (Если бы не война!); ещё бы (Тебя не трогают. - Ещё бы ты тронул!; Хорош улов! - Ещё бы не хорош!); и есть (прост.) (- Не признал, видно? - Не признал и есть. Бажов; - Глянь, ребята, Пика! - Пика и есть. Фад.); и так (Не сердись, я и так раскаиваюсь; Зачем ему деньги, у него много и так); и то (На каток и то не пускают; Видел давно, и то мельком; Поговори с ним. - И то поговорю); как есть (прост.) (Всё как есть ты правильно сказал. Бажов; - Замерз? - Как есть замерз); как же; как раз (Пришел как раз вовремя; Боюсь я службы: как раз под ответственность попадешь. Тург.); как так (- Прощайте. - Как так прощайте?); как-то; куда как (Куда как весело!); ладно бы; на что (На что хитер, а и то ошибся); никак нет; навряд ли; отнюдь не (отнюдь не красавица); просто-напросто (Он просто-напросто смеется над нами); так-таки (Так-таки и не явился?); так уж (- Табачок у меня весь. - Так уж и весь?); то ли не (То ли не жизнь!); то-то (То-то рад!; То-то я смотрю он присмирел); туда же (Туда же из смешливых: Сказала что-то я: он начал хохотать. Гриб.; Мальчишка, а туда же спорит); уж и (Сами сделали. - Уж и сами?; Это болезнь. - Уж и болезнь!); хвать и (Пока собирались, хвать и дождь пошел); что ж (- Пойдем? - Что же, пойдем; Я согласен, что ж); что ли (Звонок, что ли?; Помоги что ли!; Что ли ты глухой?);
Фразеологизированные частицы (частицы-фразеологизмы)
Слившиеся воедино несколько служебных слов (или служебных слов и изолировавшихся от своих классов наречий, форм местоименных слов либо глаголов), живые отношения между которыми в современном языке отсутствуют; такие частицы также могут быть расчленяемыми или нерасчленяемыми.
Потом - не иначе как - (Не иначе как гроза к вечеру соберется) нет чтобы - нет того чтобы - (Какую шубу сгноили! Нет чтобы подумать: где-то баринова шуба? Некр.); то ли дело (Глупо распорядился Иван Ильич; то ли дело мы с вами. Л. Толстой); того - того и - гляди (того и гляди умрет; забудется того гляди), того - того и жди - (прост.) (Печка того и жди повалится. П. Бажов); того - того и смотри - (того и смотри что) (Ведь уж слишком много рыси; того и смотри, что сломит шею! Н. Гоголь); точь-в-точь; что ни есть - что ни на есть (прост.) (Это его что ни на есть любимая песня).
Дефисное и раздельное написание частиц
1.Бы(б), же(ж), ли(ль), будто, дескать пишутся раздельно
2.Если частицы ли, же, бы входят в состав цельных слов, то они пишутся слитно:неужели (частица), позже (наречие),также (союз),даже (частица, союз),чтобы (частица, союз)
3.Частица -ка,-тка,-то,-де,-с пишутся через дефис
4.Частица кое пишется раздельно с местоимениями,если она отделена от него предлогами:кое от кого, кое о чём, кое о ком ;
5.Частица таки пишется через дефис только после глаголов(сделал-таки, выяснил-таки, успел-таки ) и в составе наречий всё-таки, опять-таки, довольно-таки .В остальных случаях частица таки пишется раздельно.
Понятие «атом» пришло к нам из далекой античности, но совершенно изменило тот первоначальный смысл, который вкладывали в него древние греки (в переводе с греческого «атом» означает «неделимый»). Этимология названия «неделимый» отражает сущность атома с точностью до наоборот. Атом делим и состоит из элементарных частиц.
Сложность строения атома доказана фундаментальными открытиями, сделанными в конце XIX и начале XX в. в результате изучения природы катодных лучей (Дж. Томсон, 1897 г.), открытия явления фотоэффекта (А. Г. Столетов, 1889 г.), открытия радиоактивности химических элементов (А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри, 1896—1899 гг.), определения природы а-частиц (эксперименты Э. Резерфорда, 1889—1900 гг.).
Ученые пришли к заключению, что атомы обладают собственной структурой, имеют сложное строение.
Как же развивалась классическая теория строения атома?
Гипотеза Дж. Томсона
о структуре атома — первая попытка объединить имевшиеся научные данные о сложном составе атома в «модель» атома.
В 1904 г. в работе «О структуре атома» Дж. Томсон дал описание своей модели, получившей образное название «сливового пудинга». В этой модели атом уподоблен сферической капле пудинга с положительным зарядом. Внутрь сферы вкраплены отрицательно заряженные «сливины»-электроны. Электроны совершают колебательные движения, благодаря которым атом излучает электромагнитную энергию. Атом в целом нейтрален.
Модель атома Дж. Томсона не была подтверждена экспериментальными фактами
и осталась гипотезой.
Представления о составе атома и движении электронов в нем вошли в модель атома Э.Резерфорда.
Планетарная модель атома Э. Резерфорда
(1911 г.), согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг ядра по замкнутым орбитам подобно движению планет вокруг Солнца. Э. Резерфорд — основоположник современного учения об атоме — построил наглядную теоретическую модель атома, которой формально мы пользуемся и сейчас.
Классическая теория Резерфорда не могла объяснить излучение и поглощение энергии атомом.
Квантовые постулаты Н. Бора (1913 г.) внесли в планетарную модель атома Э. Резерфорда квантовые представления. Постулаты Н. Бора опирались на теоретические идеи М. Планка (1900 г.) и А. Эйнштейна (1905 г.).
- Первый постулат. Электрон вращается вокруг ядра по строго определенным замкнутым стационарным орбитам в соответствии с «разрешенными» значениями энергии Ех, Е2, ..., Еn, при этом энергия не поглощается и не излучается.
- Второй постулат . Электрон переходит из одного «разрешенного» энергетического состояния в другое, что сопровождается излучением или поглощением кванта энергии.
Его теория была построена на противоречиях. В 1932 г. была разработана протонно-нейтронная теория ядра
, согласно которой ядра атомов состоят из протонов (11р) и нейтронов (01n).
Атом — электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра (образованного протонами и нейтронами) и электронов.
Электроны, протоны и нейтроны называют элементарными частицами.
Каковы же свойства этих частиц?
Корпускулярно-волновые свойства микромира. Элементарные частицы, а также построенные из них атомные ядра, атомы и молекулы имеют ничтожно малые массы и размеры и поэтому обладают своими особыми свойствами не похожими на те, которые имеют объекты окружающего нас макромира. Они образуют свой, специфический мир — микромир, который живет по особым законам, диктуемым квантовой механикой — наукой о строении и свойствах элементарных частиц, ядер, атомов и молекул, об их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Квантовая механика характеризует частицы микромира как объекты с двойственной природой — корпускулярно-волновым дуализмом, они являются одновременно и частицами (корпускулами), и волнами.
Корпускулярно-волновой дуализм объектов микромира подтвержден и экспериментально знакомыми вам из курса физики интерференцией и дифракцией электронов, протонов, нейтронов, атомов и т. д.
Электрон — частица, определяющая наиболее характерные химические свойства атомов и молекул. Двойственная природа электрона может быть подтверждена на опыте. Если электроны, испускаемые источником, например катодом, пропускать через маленькие отверстия в пластинке, поставленной на их пути, то они, попадая на фотопластинку, вызывают ее почернение. После проявления фотопластинки на ней можно увидеть совокупность чередующихся светлых и темных колец, то есть дифракционную картину (рис. 1).
Рис. 1. Электронограммы газов (слева) и кристаллов (справа). Центральное пятно обусловлено нерассеянным пучком электронов, а кольца — электронами, рассеянными под разными углами
Дифракционная картина включает в себя как собственно дифракцию — огибание волной препятствия, так и интерференцию, то есть наложение волн друг на друга
. Эти явления доказывают наличие у электрона волновых свойств, так как только волны способны огибать препятствия и налагаться друг на друга в местах их встречи. Однако, попадая на фотослой, электрон дает почернение лишь в одном месте, что свидетельствует о наличии у него корпускулярных свойств
. Будь он только волной, он более или менее равномерно засвечивал бы всю пластинку.
Вследствие дифракции электрон, пройдя отверстие, может в принципе попасть в любую точку фотопластинки, но с разной вероятностью, то есть можно говорить о вероятности обнаружения электрона в той или иной области фотослоя, а в общем случае — в той или иной области пространства. Поэтому движение электрона и в атоме нельзя рассматривать как движение точечного заряда по строго определенной замкнутой траектории.
Источники:
1. http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC_%E2%80%94_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0
- Сложная частица. Строение атома. Атом – сложная частица. Дефисное и раздельное написание частиц
- Экономика и её основные участники план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
- Овен и весы совместимость в любовных отношениях, в сексе и в браке, а также в дружбе и в бизнесе Она весы он овен любовная совместимость
- Кирилл прокофьевич орловский