Заключение научно исследовательской работы пример. Образец оформления исследовательской работы в начальной школе
НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Тема: «Секреты ледяного царства»
Выполнила: …
Руководитель: …
Содержание
Введение /Актуальность темы/
1. Что такое ЛЁД?
2. Свойства льда
3. Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность темы
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима.)
В этом году зимой температура опускалась до -30°С, -35°С…
У многих не заводились машины, наш кот «впал в спячку» у батареи на кухне, некоторых детей не пускали в школу, в Интернете появились фотографии оледеневших машин, деревьев, улиц.
А вдруг, ледниковый период снова начинается?
Какие секреты таит с детства знакомый лёд?
Исходя из актуальности, была сформулирована цель работы : изучение свойств льда и вариантов использования их в жизни.
Исходя из цели, были выработаны следующие задачи :
экспериментально провести наблюдения за образованием льда, его свойствами и использованием на Земле;
на основе анкетирования сверстников определить распространённые сведения о свойствах льда и его применении;
анализируя литературу, обосновать возможность и целесообразность изучения свойств льда.
Практическая значимость работы состоит в том, чтобы привлечь внимание к обычному, легко доступному веществу, подумать, как может человек выжить в «Ледяном царстве».
Гипотезы исследования:
предположим, на качество льда не влияет состав воды, тогда лёд, образованный из пресной и солёной воды, совершенно одинаковый;
современный человек оказался в «Ледяном царстве», у него есть шанс согреться, если:
у него буду спички и дрова;
он наденет на себя всю свою одежду.
предположим, что лёд изучен много веков назад и не представляет для науки никакого интереса, тогда нет современных исследовательских публикаций в учёном мире.
Методы исследования :
изучение литературных источников
(чтение книг, статей Интернета)
опроса (анкетирование сверстников) ;
наблюдение (проведение и описание опытов);
эксперимент (разработка и проведение наблюдений,
внедрение в практику)
Что такое лёд?
ЛЁД , льда (льду), о льде, на льду, м. Замёрзшая и затвердевшая вода . Холодный как л. Скользить по льду и по льду. Вечные льды (в полярных морях). Искусственный л. В голосе, во взгляде л. (перен.: холодная враждебность).
Лёд трогается (тронулся) о том, что приходит (пришло) в движение после застоя, бездействия.
Лёд сломан (разбит) кончилось непонимание, положено начало общению, связям.
Сухой лёд твёрдая двуокись углерода.
| уменьш. ~ок , -дка (-дку), м.
| прил. ~яной , -ая, -ое и ~овый , -ая, -ое. Ледяной покров. Ледяные сосульки. Ледовое плавание (во льдах). Ледовая обстановка (состояние льдов в реке, море, озере). Ледовый плен (вынужденное пребывание в окружении льдов). Ледовая дружина (о хоккеистах; разг.). Ледовый бал (о выступлении фигуристов, танцах на льду)
Лёд - в твёрдом , .
Льдом иногда называют некоторые вещества в твёрдом состоянии, например, лёд или лёд.
Когда температура падает до 0°С, вода замерзает – превращается в лёд . При этом изменяются химические связи, удерживающие вместе миллиарды молекул. В результате вода переходит из жидкого состояния в твёрдое – кристаллическое.
Лед – Начало формы
Я провела опрос сверстников . На вопрос: «Что такое лёд?» - участники анкетирования ответили:
Вывод: все опрошенные имеют правильное представление об образовании обычного льда на Земле.
В природе твердой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши.
Снег и лед, представляющие собой кристаллы замерзшей воды, по полгода, а в полярных областях круглый год покрывают необозримые пространства Земли - лежат на вершинах гор, сползают с них ледниками, дрейфуют айсбергами в океане.
Изучая литературу , встретила интересные названия разновидностей льда , которые оформила в виде кроссворда:
1 Ч
Ё
1 С
К
2 Л
Я
Н
К
А
2 Г
Р
Е
Т
Ч
Е
Р
Е
3 С
Н
Д
3 С
Н
Е
Ж
Н
И
К
Ы
Н
Е
Й
4 Н
И
Л
А
4 С
Ж
К
Т
И
5 М
О
Р
С
К
О
Й
А
Н
5
З
В
М
К
А
6 П
Ы
6 Ш
У
Г
А
7 Б
Л
И
Н
Ч
А
Т
Ы
Й
Х
Е
К
А
Р
8 М
О
Л
О
Д
О
Й
Г
В
Ы
Й
По горизонтали:
1 Склянка – молодой лёд
2 Гретчер – ледник
3 Снежник – скопление льда из снега
4 Нилас. Тонкий (до 10 см), гладкий, легко гнущийся лёд, затягивающий спокойную воду.
5 Морской. Образуется в море при замерзании морской воды.
6 Шуга. Рыхлые скопления ледяных кристаллов в начинающей замерзать воде.
7 Блинчатый. Образующийся на неспокойной воде льдинки круглых очертаний.
8 Молодой. Морской лёд толщиной до 30 см.
По вертикали:
1 «Черный». Почти прозрачный лёд из-за мизерного количества включённых в него пузырьков воздуха.
2 Ледниковый. Образуется из снега, который накапливается и уплотняется тысячелетиями.
3 Снежинка. Разновидность кристалла льда, выросшего быстро, в неравновесных условиях.
4 Стамуха – торосы на мели
5 Заберг – лёд вдоль берега
6 Паковый. Толстое ледяное поле на море, выдержавшее более двух годовых циклов нарастания и подтаивания.
Анализируя ответы сверстников на вопрос : «Какие виды льда существуют?», составила диаграмму.
Вывод : примерно 80% опрашиваемых неплохо осведомлены о видах льда. Но полностью правильно ответили только 4 человека из 100 опрошенных сверстников. (см. приложение стр.17)
Свойства льда
Лёд
прозрачен
легче воды
хрупок
скользок
самое необычное свойство льда - это удивительное многообразие внешних проявлений . Он может выглядеть совершенно по-разному: принимая форму прозрачных градин и сосулек, хлопьев пушистого снега, плотной блестящей корки льда или гигантских ледниковых масс.
Повседневное наблюдение
Каждый наблюдал, что в самой грязной луже пленка льда чистая и прозрачная. При этом примеси скапливаются на границе твердой и жидкой сред.
Свойство: природный лёд обычно значительно чище, чем вода , так как при кристаллизации воды в первую очередь в решётку встают молекулы воды, а примеси вытесняются в жидкость, они вымораживаются.
Это свойство используют в кулинарии и в медицине. Городская водопроводная вода, несмотря на сложный процесс очистки, который она проходит, прежде чем попасть в наши квартиры, содержит массу вредных примесей. Существует простой и доступный способ дополнительной очистки воды, основанный на эффекте образования кристаллов чистого льда при замерзании воды.
Доступный рецепт очистки воды.
В морозилку (зимой - на открытом воздухе) выставляют сосуд с холодной водопроводной водой и прикрывают крышкой. Когда вода наполовину замерзнет, слить оставшуюся в центре посуды воду - «рассол», содержащий примеси нитратов, хлоридов и других химических соединений. Лед ополаскивают холодной водой и используют для приготовления чая, кофе, супов и т.д., а также как питьевую воду. Чтобы по вкусу она напоминала родниковую воду, на каждый литр очищенной талой воды добавляют 50-100 г минеральной.
Повседневное наблюдение
Свойство: вода при замерзании расширяется, увеличивается примерно на 1/10 в объёме .
НАБЛЮДЕНИЕ (эксперимент 1)
- Как разрезать ледяную глыбу?
- Как крепко соединить ледяные куски?
Оборудование : тонкая проволока около 40 см, бутылка с крышкой, брусок льда, два грузика.
Ход опыта:
1. На закрытую бутылку положить лёд.
2. К двум концам проволоки привязать груз. Протянуть проволоку по ледяному бруску. Поставить всё в холодное место. Проволока пройдет сквозь лёд, но при этом он не распадется.
Вывод: проволока опускается вниз. Лед снова замерзает над ней.
Свойство: при давлении под лезвиями образуется тонкий слой воды, он действует как смазка, облегчающая движение коньков, лыж, полозьев; потом вода снова замерзает
Все зимние виды спорта основаны на этом особом физическом свойстве льда- скользкой поверхности
Зимние виды спорта
сноубординг
хоккей с шайбой
санный спорт
буерные гонки
фигурное катание
лыжи
конькобежный спорт
скелетон
бобслей
кёрлинг
Это свойство используют и при строительстве иглу жители севера.
Под давлением лёд начинает таять, даже если температура ниже 0°С. Между кубиками получается тонкая прослойка воды, если ослабить давление, то вода снова замёрзнет – кубики смёрзнутся.
НАБЛЮДЕНИЕ (эксперимент 2)
- Как изготовить ледяную линзу, чтобы можно было поджечь бумагу?
Оборудование: поварёшка (сосуд выпуклой формы),
вода кипяченая,
из-под крана,
с морской солью.
Ход опыта: заморозить воду кипячёную, солёную, из-под крана в выпуклых емкостях.
После нескольких попыток сделать прозрачную линзу, сделала вывод:
если вода водопроводная, то лёд получается белый, мутный, из-за пузырьков воздуха;
при замерзании кипяченой водой, лед получится прозрачным словно стекло.
Используя это свойство, проделала такой опыт . В сосуд с изогнутым дном влила кипяченую воду и заморозила. Получилась линза. В солнечный день с помощью ледяной линзы можно добывать огонь!
в) солёная вода замёрзла через неделю. И лёд этот содержит вкрапления – рассол.
Важнейшие свойства морского льда - и солёность, определяющие его (от 0,85 до 0,94 г/см³). Из-за малой плотности льда возвышаются над поверхностью воды на 1/7 - 1/10 их толщины. Таяние морского льда начинается при температуре выше −2,3 °C. По сравнению с пресноводным он труднее поддаётся раздроблению на части и более .
При образовании морского льда между ледяными кристаллами, состоящими из чистой воды, задерживаются мелкие капельки морской воды (рассол), обусловливающие его солёность. С течением времени рассол стекает вниз, и соленый морской лед опресняется, и в нём появляются пузырьки воздуха , создающие его пористость.
ИНТЕРЕСНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ СДЕЛАЛ Ф. Нансен
Полярные льды в напряженном состоянии «кричат»! Когда начинается деформация льда, то возникает легкий треск и стон, усиливаясь, он переходит через все виды тонов - лед то плачет, то стонет, то грохочет , то ревет, постепенно возрастая, его «голос» становится подобным звучанию всех труб органа. Перед разрушением, при критических напряжениях, лед звенит, вздыхает, ухает. Установлена зависимость между характером звучания льда и температурой воздуха.
Повседневное наблюдение
На водоёмах в зимнее время распространёна рыбалка, температура воды подо льдом выше, чем на поверхности.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЁНЫХ
Министр природы России Юрий Трутнев передал премьеру России Владимиру Путину герметичную колбу с водой из подледникового озера «Восток», которое скрыто под толщей льда в Антарктиде миллионы лет .
5 декабря 2011 года с глубины 3769,3 метра
учёные подняли керну
с замёрзшей водой озера Восток
,
в воде обнаружены некоторые бактерии и фрагменты других микроорганизмов.
Это наводит на мысль о присутствии микробных сообществ и в ледяном мраке самого озера, так же аналогичная жизнь могла развиться и под замёрзшей поверхностью Европы, и одного из спутников Юпитера.
Стоит заметить, что во льдах Антарктиды уже обнаружены уникальные формы жизни; некоторые из них под микроскопом выглядят совершенно устрашающе.
Антарктический вилохвост Gomphiocephalus hodgsoni. Credit: Barry O"Brien, University of Waikato
Заключение
Предположение , что на качество льда не влияет состав воды, неверно , т.к. лёд, образованный из пресной и солёной воды, отличается по времени замерзания, прочности и гибкости.
Моя гипотеза , что современный человек, оказавшись в «Ледяном царстве», сможет согреться, если:
у него буду спички и дрова;
будут под рукой ровные куски льда, чтобы построить иглу;
он наденет на себя всю свою одежду -
частично справедлива .
Лед можно использовать для получения огня и как строительный материал.
Вопрос об одежде для зимовки, хочу изучить подробнее позже, сделать одежду из подручных материалов своими руками. (см. приложение стр.18)
У меня, при изучении секретов льда появились новые вопросы:
- Как животные используют свойства льда и выживают в суровых северных пустынях?
- Как будут вести себя семена, которые замёрзли в воде, а как те, которые сухими попали в холодные условия?
- Какая ткань может сохранить тепло? (см. приложение стр. 18)
- Можно ли моментально без заморозки создать лёд?
Предположение , что лёд изучен много веков назад и не представляет для науки никакого интереса, так же неверно . Существуют современные научные публикации об искусственно созданных видах льда, их свойствах.
В условиях повышенного давления можно получить лед, который тонет в воде. Лед, получаемый при давлении свыше 500 атмосфер, плавится при температуре +80°С. Такие льды можно назвать «горячими». Вероятно, такой лед встречается в неземных условиях и в глубинных слоях земной коры.
"Сверхгорячий" лед может образоваться при очень больших давлениях, например, в подшипниках мощных турбин электростанций. И если в смазке для подшипников оказываются малейшие следы воды, она превращается в такой лед.
Умейте видеть и удивляться! Еще не все открыто!
Вода, как и всё в мире, неисчерпаема!
Литература.
Интернет источники:
Старт Росс. Ледниковый период. Перевод с английского И.В. Травина. Издательство на русском языке ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2010
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Тема: «Секреты ледяного царства»
Лёд – это ___________________________________________________
Какие виды льда существуют? Поставь плюсик в колонке с правильным ответом:
виды льда
+ или -
ледниковый
морской
шуга
нилас
блинчатый
молодой
паковый
чёрный
наст
Как используют люди лёд?
за , удостоен наград многих стран, в том числе России. Именем Нансена названы географические и астрономические объекты, в том числе кратер на Северном полюсе Луны.
ГАРДЕРОБ человека ледникового периода
Этци
был одет в практичную и добротную одежду, которая хорошо подходила для суровой жизни в горах, отличалась высоким качеством выделки материалов и удобством кроя.
На голове человек каменного века носил меховую шапку с завязывающимися под подбородком двумя кожаными ремешками. Верхней одеждой служил сплетённый из волокон травы плащ. Он мог использоваться и как циновка для отдыха. Под плащ Этци надевал длинную, до колен, козью безрукавку, сшитую из разноцветных шкурок. В качестве ниток использовались сухожилия убитых животных. Пуговицы или застёжки отсутствовали, вероятно, безрукавка просто запахивалась и стягивалась поясом. Вместо штанов древний человек предпочитал длинные кожаные гетры. На его ногах оказалась тёплая удобная обувь: верхняя её часть изготовлена из мягкой оленьей кожи, напоминающей замшу, подошва – из телячьей шкуры. Внутри древние башмаки утеплялись слоем сена и завязывались кожаными шнурками. Мягкая высушенная трава обвязывалась вокруг ступни и использовалась как носки.
Структура исследовательской работы
Структура работы: титульный лист, содержание, введение, теоретическая и практическая главы, выводы и заключение, литература и ресурсы, приложения. Общие требования:
· печатный вариант работы, листы формат А 4;
· кегль 14, межстрочный интервал 1,5;
· нумерация указывается внизу, по центру;
· объём работы желательно не превышать 15 страниц, плюс до 10 страниц в конце работы размещаются «Приложения» (диаграммы, таблицы, схемы, вопросы анкет или интервью, фото, иллюстрации и.т.д.).
Оформление исследовательской работы
Оформление результатов исследования - это трудоемкий этап работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы: текст научного сочинения; статья, тезисы; доклад, сообщение; отчет и т. д.
Основные требования к их оформлению:
Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста исследования, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В конце статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.
Обе формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного исследования, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты.
Начинается оформление итогов исследования с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).
Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. На титульном листе указываются:
· полное наименование образовательного учреждения в верхней части листа в центре;
· название темы исследования более крупным шрифтом в центре листа (без слова «тема»);
· фамилия, имя, отчество, должность, научная степень и звание научного руководителя – ниже предыдущей записи (без слова «научный руководитель», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);
· год и город - внизу страницы, в центре.
Вариант оглавления: перечень разделов работы, с указанием номеров страниц на которых начинается каждый раздел:
Введение…………………………………………………………….2
ГлаваI (название главы)………………………………………… 4
Глава II (название главы)………………………………………… 7
Заключение………………………………………………………. 10
Список литературы……………………………………………… 12
Приложения (вопросы анкет, таблицы, схемы, диаграммы, т.д 13
В заголовках должна прослеживаться логика исследования. Художественное название не подходит к заголовкам глав и параграфов. Не должно быть вопросительной формы предложений в заголовках. Проанализируйте следующий ниже вариант оглавления. Без темы исследования невозможно здесь определить предмет исследования. Тема исследования указана ниже оглавления (размер шрифта 6).
1. Введение …………………………………………………………… стр. 3
2. Тема главы
2.2. ………………………………………………………………... стр. 6
3. Тема главы…………………………………………………………стр. 8
3.1. ………………………………………………………………..стр. 8
3.2. ………………………………………………………………..стр.9
3.3. ……………………………………………………………… стр. 10
4. Название…темы главы………………………………………… стр. 12
5. Заключение ……………………………………………………….. .стр. 14
6. Список литературы ………………………………………………. .стр. 15
7. Приложение ……………………………………………………….. стр.16
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: актуальность исследования; проблему исследования; формулировку темы; объект, предмет; цель, гипотезу; задачи; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость и научную новизну исследования; краткий анализ литературы. Объём введения обычно 2-3 страницы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; 2-3 главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.
Выводы должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.
Составление библиографического списка требует особой точности.
Правила оформления в списке литературы различных вариантов изданий. Варианты построения списков литературы:
· алфавитный;
· систематический;
· в порядке первого упоминания работ в тексте;
· по главам научной работы.
Алфавитное расположение. Пример:
1. Аванесов, Г.А. Криминология / Г.А. Аванесов. – М., 1984.- …с.;
2. Барсуков, В.С. Обеспечение информ. безопасности / В.С. Барсуков. – М., 1996. - …с.;
Статья из журнала
Андреева, О. Средневековье: культ Прекрасной Дамы / О. Андреева // Наука и жизнь. - 2005. - N 1. - С. 118 – 125.
Статья из газеты
Карельская изба: [ о проекте по созданию турист. центра в пос. Шуя] // Прионежье. - 2006. - 1 сент. (№ 32).
Законодательные материалы. Запись под заглавием:
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
Электронные ресурсы
Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс] // Гильдия издателей периодической печати: . – Режим доступа: http: // www.gipp.ru / print.php?id=511. - Описание основано на версии, датир.: февр., 10, 2005.
Виды библиографических ссылок:
· по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;
· при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;
Приложения. Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:
· размещаются после библиографического списка;
· каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице. Таблицы , как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных. Цитаты в тексте работы заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок. При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.
Некоторым студентам, а также соискателям научной степени придется столкнуться с такой задачей, как НИР. А вот как написать эту научно-исследовательскую работу в вузе, никто толком и не знает. Ну, кроме нас, конечно же.
Для чего нужна научно-исследовательская работа в институте?
НИР – это такой же вид работ, как и все остальные ( , ). Как и все они, научно-исследовательская работа прецдназначена для тех, кто жаждет докопаться до сути вещей и явлений, хочет понять и проанализировать какие-то природные явления, а также намеревается сам сделать какое-то открытие.
НИР – это процесс постижения знаний, проведения исследований.
Остается только узнать, как составить научно-исследовательскую работу.
Давайте разбираться.
Если перед вами стоит такая нелегкая задача, а вы «ни бум-бум», не переживайте. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых вы справитесь легко и непринужденно:
- Грамотно сформулируйте тему исследования . Не стоит брать слишком обширный вопрос для изучения. Например, если вы являетесь поклонником Гоголя, не стоит брать все его творчество. Остановитесь на определенном жизненном отрезке его жизни или займитесь изучением истории создания «Вий». Если застряли на этой задаче, попросите помочь научного руководителя.
- Обсудите объем работы . Как правило, на него повлияет уровень сложности. Например, школьник для выступления на научной конференции должен подготовить около 20-30 страниц печатного текста. В дипломном проекте НИР может достигать 100 листов.
- Изучите проведенные ранее исследования по этой теме . Сравните их с собственными данными и сделайте выводы.
- В самом начале сформулируйте цель работы и задачи . Это поможет с оформлением заключения. Да и в достижении задач гораздо лучше, когда их четко для себя сформулируешь.
- Определите актуальность . Наметьте возможные пути решения проблемы. Перед тем как писать введение в научно-исследовательской работе, следует выяснить для себя, зачем была выбрана именно эта тема.
- Проработайте основную часть . Здесь описывают промежуточные результаты исследования, наблюдения и опыты, делаются предварительные выводы.
- Проследите логичность работы . После ее написания необходимо обязательно просмотреть и определить, не нарушен ли логический порядок, последовательность хода исследования или мыслей.
- Проработайте заключение . Здесь нужно подвести итог проделанной работы, описать ее достоинства, а также определить дальнейшие пути в выбранной области.
- Составьте библиографический список . можно так же, как и в других научных работах.
А здесь вы можете увидеть общий структурный план-образец того, как правильно написать НИР:
Этот же план вам понадобится и перед тем, как написать отчет по НИР (если потребуется).
Как и любая студенческая работа, научно-исследовательский труд должен быть оформлен по строгим правилам:
- После написания проверьте работу на наличие стилистических, грамматических или орфографических ошибок. Основная часть не должна превышать по объему 30-35 страниц. Текст должен быть напечатан с полуторным интервалом 14-м шрифтом. Нумерация страниц должна быть выполнена арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
- Используемые графики, диаграммы, схемы, таблицы следует использовать по ходу изложения материала. Дополнительные сведения лучше размещать в приложениях. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
- Стиль оформления ссылок на источники по всей работе должен совпадать. При использовании прямых цитат, их следует помещать в кавычки.
- При оформлении титульного листа сверху указывается название организации, для которой выполняется НИР. В центре листа указывается название научно-исследовательской работы, ее тип (курсовая, диплом и т.д.). Чуть ниже справа пишут ФИО учащегося, а также научного руководителя, его должность. В самом низу проставляется город и год выполнения работы. А вообще, перед тем как писать научно-исследовательскую работу, обязательно просмотрите примеры готовых работ или попросите образец предыдущих лет у своего научного руководителя.
- Приложения начинаются с нового листа. В верхнем правом углу пишется слово «приложение». Каждый такой лист должен иметь свой заголовок.
- Библиографический список должен быть оформлен по алфавиту фамилий авторов.
Не переживайте! Миллионы студентов писали в своей жизни научно-исследовательские работы. Никто от этого еще не умер. И у вас непременно получится. Впрочем, если вам и без того есть куда потратить свое драгоценное время, то рекомендуем обратиться с этой задачей к специальным студенческим сервисам . Они-то уж точно выполняли такое задание пару миллиардов раз. Так зачем насчет этого париться еще и вам?..
Разделы: Внеклассная работа
I. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической.
1. Структура и логика исследовательской работы.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема .
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность .
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана .
Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный обзор , т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение .
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.
И завершается работа выводами . В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
2. Процедура защиты.
Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись . При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.
Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.
Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.
II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.
Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.
Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).
Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.
В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.
Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).
Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение . Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.
Например:
Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” . После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию .
Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.
Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.
Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:
- Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
- Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
- Ознакомление с методами исследования.
- Составление плана работы.
- Поиск противоречий.
- Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
- Предзащита работы.
- Окончательное оформление и защита работы.
Список литературы:
- Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение.
- Савенков А.И. “Учебное исследование”, Москва, 2003
- Журнал “Биология в школе” №1, 2003, “Школа-Пресс – 1”
- Ланина И.Я. “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991
В данном разделе мы рассмотрим существующие требования к оформлению исследовательской работы
учащихся, выполняемой индивидуально под руководством учителя (воспитателя) или группой школьников (воспитанников) образовательного учреждения.
В данном разделе мы определим правила оформления исследовательской работы для школьников любых классов, а также для воспитанников ДОУ (детского сада).
Приведем пример и образец оформления проектов в начальной школе, по окружающему миру, математике, русскому языку и литературе, истории, биологии, физике, информатике, химии, английскому языку, по географии и другим предметам.
Покажем пример и образец оформления исследовательской работы школьников, требования и правила оформления страниц проекта, титульного листа, заголовков, сокращений и формул в оформлении проекта, верного оформления рисунков, графиков, диаграмм, таблиц и фотографий.
Представленные требования и правила оформления исследовательской работы (проекта) применимы для школьников 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10 и 11 классов, а также для ДОУ (детских садов). Научно-исследовательская работа, выполненная учеником или педагогом, должна быть оформлена в соответствии с правилами, изложенными на этой странице.
Параметры страниц исследовательской работы
Любая исследовательская работа или проект школьника оформляется на листах формата А4 с одной стороны.- левое поле - 20 мм
- правое - 10 мм
- верхнее - 15 мм
- нижнее - 15 мм
Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman .
Размер шрифта 14 .
Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).
Выравнивание текста на странице - по ширине .
Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Титульный лист исследовательской работы и проекта
Написание и оформление исследовательской работы учащихся начинается с оформления титульного листа.Мы предоставляем примерное оформление титульного листа исследовательской работы .
Нумерация страниц исследовательского проекта
В конце страницы исследовательской работы следует пронумеровать. На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.
Не допускается использование в оформлении исследовательской работы рамок, анимации и других элементов для украшения.
Заголовки в исследовательской работе
Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.
Каждая глава исследовательской работы оформляется с новой страницы. Главы нумеруются арабскими цифрами(1., 2., ...). В нумерации параграфа идет номер главы, точка, номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).
Если параграфы содержат пункты, то пункты нумеруют тремя цифрами через точку, например, 1.1.1., 1.1.2., и т.д., где первая цифра - номер главы, вторая - номер параграфа, третья - номер пункта.
Сокращения и формулы в оформлении исследовательской работы
В тексте не используют часто сокращения кроме общепринятых (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).
При упоминании в тексте исследовательского проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.
Если используете в тексте формулы, давайте пояснение используемым символам (например: А+В=С, где А - количество конфет у Маши, В - конфет у Даши, С - конфет всего).
Оформление приложений проекта
Рисунки и фотографии, графики и диаграммы, чертежи и таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания исследовательского проекта после Списка используемой литературы на отдельных страницах в приложениях (например: Приложение 1, Приложение 2, ...). На этих страницах надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу.
Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы
Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются.
Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Кормушка для синиц, Фото 1. Лес зимой, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы.
Таблицы в приложениях также пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость учащихся школы).
При оформлении исследовательской работы в конце предложения, в котором ссылаются на приложение, пишут (Приложение 1). Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы или проекта.