Я покинул родимый дом основная тема. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…» Есенин
Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.
Жанр и литературное направление
Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.
Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.
Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения. Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов . Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.
Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»
Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён – всё это неотделимо от образа родной земли . В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.
Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него.
Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.
Композиция, художественные средства
Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом . Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма. Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.
Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой» . Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту. Луна в произведении «распласталась золотою лягушкой» . Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм. Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.
Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.
Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.
Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
- «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
Разделы: Начальная школа
Тип урока: Урок изучения нового произведения.
Тема: С.А. Есенин «Я покинул родимый дом..»
Цель:
- Продолжить знакомство учащихся с своеобразием лирики С. Есенина
- (тема малой родины).Учить понимать основное настроение стихотворения. Формировать умение понимать изобразительно – выразительные средства языка и их роль в художественном произведении. Обогащать активный словарь учащихся. Совершенствовать выразительность чтения.
- Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.
- Воспитывать любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация , книжная выставка, выставка детских рисунков, словарь настроений, индивидуальные таблицы для анализа текста стихотворения, модели обложек изученных произведений, картинки с изображением клёна для каждого ученика.
Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.2.-4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф», 2006. (Начальная школа XXI века).
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональная мотивация.
– Ребята, улыбнитесь друг к другу. Пожелайте удачи на уроке. (кивок головой)
II. Проверка д/з.
– Какая модель обложки соответствует тому произведению, которое было вашим домашним заданием? Почему, объясните.
Д: Стихотворения С. Есенина о Родине.
1 слайд
Д: Восторженное, ликующее, воспевающее.
– Какие чувства возникли в вашем сердце?
2 слайд
– Прочитайте эти отрывки наизусть и постарайтесь передать эти чувства.
– Какие слова поэта говорят о его любви к Родине?
Д: «Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою»»
– Что имел в виду Есенин, произнося слово Родина?
Д: природа, Русь, Россия, Отечество, родной край, семья, друзья.
(Родина – место, где человек родился и вырос: город, село, а также страна, гражданином которой он является.
Родина – Отечество, родная сторона.
Родина – это дом, в котором мы живём. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.) .
III. Сообщение темы и цели урока.
– Семья, дом, природа, Родина для Есенина неразделимы. И сегодня мы ещё раз в этом убедимся.
– Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина.
– Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
3 слайд
Познакомиться…
Совершенствовать умения…
Развивать умения…
IV. Изучение нового материала.
1. Эмоциональная подготовка к восприятию текста.
– Для Есенина привязанность к Родине, означает, прежде всего, привязанность к её природе, малой родине, народной жизни.
– В 1922 году он вылетел на аэроплане в Кенигсберг, объездил всю Европу и Северную Америку. Полтора года длилась разлука поэта с Родиной. Разлука с Родиной и послужила причиной для написания стихотворения «Я покинул родимый дом…» в 1924 году, с которым мы сегодня познакомимся.
Настрой эмоций детей с помощью творческого задания.
Дети дома нарисовали иллюстрации к изученным отрывкам стихотворений С. Есенина о Родине. Главное условие – передать свои настроения, личные переживания от знакомства с лирикой поэта.
– Ребята, с каким настроением вы рисовали рисунки?
(ответы детей)
– Вы рассказали о своих настроениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение « Я покинул родимый дом…» ?
(дети высказывают свои предположения)
Установка на восприятие текста.
– Давайте вслушаемся в есенинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.
2. Первичное чтение стихотворения учителем.
(После чтения учитель выдерживает паузу.)
Д: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое.
(Ученики пользуются словарём настроений)
– О чём это стихотворение?
Д: Лирический герой покинул дом, родителей.
Физкультминутка
Голову тяну к плечу
Шею я размять хочу.
В сторону разок – другой
Покачаю головой
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем вы вращать.
Круг вперёд, другой вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
4, 5 слайд
3. Словарная работа.
Березняк – берёзовый лес, роща.
Пурга – сильная вьюга, снежная буря.
4. Самостоятельное чтение «про себя».
– Обратите внимание какие картины рисует поэт? Из каких образов они складываются?
(Дети самостоятельное читают текст «про себя», отмечая карандашом начало каждой новой картины.)
– Какие картины предстают после чтения этого стихотворения?
Д: голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён.
6 слайд
5. Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).
– Какое настроение лирического героя передано с помощью этих картин?
– Предлагаю вести исследовательскую работу одновременно с работой в таблице, которая лежит у каждого на парте.
(Анализ текста проводится одновременно с работой в таблице. Таблица распечатана для каждого учащегося. Вычитывается каждая строфа, определяется её ведущее настроение, а затем ученики ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.)
7 слайд
Какие чувства испытывает герой? В одну колонку выпиши названия настроения, а в другую – слова, создающие это настроение. |
|
1 строфа.
воспевающее и... |
Я __________ родимый дом,
Голубую __________ Русь. В три звезды березняк над прудом __________ матери старой грусть. |
2 строфа.
... |
Золотою лягушкой луна __________ на тихой воде. Словно __________ цвет, седина У отца __________ в бороде. |
3 строфа. ... |
Я __________ , не скоро __________!
Долго __________ и __________ пурге. __________ голубую Русь Старый __________ на одной ноге. |
4 строфа. ... |
И я __________ , есть радость в нём __________ , кто листьев дождь, Оттого, что тот старый __________ Головой на __________ похож. |
Слова-подсказки: воспевающее и грустное, тихое и тоскливое, беспокойное и тревожное, печальное. |
Коллективная работа.
1 строфа.
– Каким настроением проникнута первая строфа?
Д: Грустное, герой покинул родимый дом.
– Какой видит поэт Русь?
Д: Голубая Русь, воспевает Русь.
– Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.»
Д: Использует эпитет – голубая, красивая Русь.
– Как вы понимаете выражение «в три звезды »?
Д: Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.
– Ребята, в этом стихотворении есть слова, которые придумал сам поэт и употребляет в своих стихотворениях – теплит, яблонный.
«Теплит матери старой грусть » – хранит
– Образ природы помогает утешить грусть матери.
Д: Используются глаголы для создания грустного настроения: покинул, оставил .
– Какое средство выразительности использует поэт?
Д: Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».
2 строфа.
– Каким настроением окрашена вторая строфа?
Д: Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь.
– Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой »?
Д: Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма.
«золотой лягушкой» – метафора.
– Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца?
Д: Сравнение.
Д: Появилась.
Д: «седина пролилась», «луна распласталась» – олицетворение.
Гимнастика для глаз
Работа в парах
Дети анализируют третью и четвёртую строфу в парах.
3 строфа.
Каким настроением проникнута третья строфа?
Д: Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!) , одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.»
– Каким настроением проникнут образ клёна?
Д: Затаённая грусть одиночества.
С. Е. Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками.(стережёт голубую Русь) Поэт уподобляет себя клёну, образ «старого клёна на одной ноге».
– Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её.
– Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину.
4 строфа.
– Каким настроением окрашена четвёртая строфа?
Д: печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож».)
– Что за дождь может падать с листьев?
Д: Роса, капельки дождя.
– Ребята, слова « есть радость в нём тем » – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне.
Вывод.
– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…» ?
Д: Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.
8 слайд
Обобщение о герое есенинского стихотворения.
– Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке?
Д: У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине.
– Как можно назвать такого человека?
Д: Патриот.
– Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм , а человек, проникнутый патриотизмом – патриот.
9 слайд
10 слайд
6. Работа над выразительностью чтения стихотворения.
– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить :
- темп чтения (быстрый, медленный);
- громкость чтения (пониженная, повышенная).
– Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).
Ребята, обязательно обратите внимание на те слова и выражения, которые были вписаны в таблице. Они являются главными носителями лирического настроения и потому должны быть интонационно выделены при чтении.
– Как: быстро или неторопливо, громко или не очень громко, чтобы передать чувства автора.
– Обратите внимание на знаки препинания.
Постановка дыхания
Ритмические упражнения – «вдох – выдох» (выдох дольше, через рот, через нос)
11 слайд
Упражнение 2.
– Распределяйте правильное дыхание, произнося звуки.
12 слайд
Упражнение 3. «Потуши свечи» (отдельно каждую, все сразу).
13 слайд
Индивидуальное выразительное чтение стихотворения по желанию детей.
(Дети аплодисментами оценивают ответы детей)
V. Итог урока.
– Что вам понравилось в уроке больше всего?
14 слайд
- Познакомились…
- Совершенствовали умения…
- Развивали умения…
15 слайд
Рефлексия.
– Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …
– Ребята, вы сегодня хорошо поработали и мне бы хотелось на память о нашем уроке, о Сергее Есенине подарить каждому из вас этот кленок. Я думаю, что каждый из вас будет любить и чтить свою большую и малую Родину, так как Есенин.
Д/З: Выразительное чтение стихотворения.
Использованная литература:
- Литература: Большой справочник для школьников/ Э.Л.Безносов, Э.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др.-2-е изд.-М.: Дрофа, 1999.
- Окулова Г. Е. Слово о писателе – на урок. Часть 2.- Оса: Росстани- на- Каме, 1995.
- Оморокова М. И. Основы обучению чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. –М.:Вентана-Граф, 2005.
- Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя. Учебно-методическое пособие/ Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2002.
- Синцова А.А. Занятия по развитию речи. – М.: Чистые пруды, 2006.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…»
2 слайд
Описание слайда:
проверить уровень знаний творчества С.А.Есенина, степень понимания стихотворения «Я покинул родимый дом…», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
5 слайд
Описание слайда:
В творчестве Сергея Александровича Есенина в зрелые годы лейтмотивом выступала тоска по малой родине. В юности он покинул село Константиново, а немногим позже создал произведение, в котором выразил грусть и одиночество, испытанное вдали от родного дома. История создания стихотворения Произведение поэт создал в возрасте двадцати трёх лет. Его творчество поразительно тем, что почти не основано на жизненном опыте. В этом стихотворении он передал чувства, которые, человек, как правило, испытывает на закате своей жизни, переосмысливая пережитые годы.
6 слайд
Описание слайда:
С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь. Долго петь и звенеть пурге. Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге, И я знаю, есть радость в нём Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клён Головой на меня похож.
7 слайд
Описание слайда:
Теплит - т. е. смягчает теплом Березь - т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах. Цветь - т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения. Выть - это диалектное слово. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…»
8 слайд
Описание слайда:
Какие картины предстают перед внутренним Взором во время чтения стихотворения? Через какие образы поэт передаёт чувства человека, расставшегося с родными местами? Какой образ являет собой охранника родного очага? С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Каким настроением проникнуто стихотворение Есенина?
9 слайд
Описание слайда:
Для Есенина Родина – это мать, отец, берёзы, старый клён, образы, которые неотделимы от России. В отражении луны на тихой воде, в березняке, в яблоневом цвете – во всём этом поэт видит свою родину. Сюжет стихотворения получает развитие из личных воспоминаний автора. С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Вспоминая время, когда он «покинул родимый дом», С.А.Есенин затем рисует грусть матери и представляет отца, который стареет без него. В третьей строфе автор говорит о том, что ещё не скоро доведётся ему увидеть родной край. Ведь пурга, должно быть, ещё долго будет звенеть. Следует отметить, что дерево, которое призвано «сторожит Русь», Есенин сравнивает с собой.
10 слайд
Описание слайда:
Единение человека с природой – особенность, которая присуща почти всем произведениям русского поэта. Сюжет развивается вполне логично: читатель видит, что Родина и природа для поэта неразделимы, как и природа с человеком. Поэт покинул родные края, но сохранил в своей душе образ клёна, который сторожит родной дом и так напоминает самого автора С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Стихотворение «Я покинул родимый дом» является напоминанием, о том, что у каждого человека есть корни, дом, где мы родились и выросли и без этого никуда. И очень важно ценить эти воспоминания как светлое и лучезарное мгновение в нашей жизни. Ведь без дома, куда хочется вернуться, человеку будет сложно прожить в этом мире.
11 слайд
Описание слайда:
Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ родимый дом голубая Русь старая мать тихая вода теплит грусть луна распласталась седина пролилась петь и звенеть пурге золотою лягушкой луна распласталась… словно яблонный цвет, седина… С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…»
12 слайд
Описание слайда:
Поэт назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба. Луну Есенин сравнил с лягушкой, которая распласталась на воде. Этот образ позволяет не только живо и красочно представить себе вечерний пейзаж с водоёмом, но и придаёт стихотворению необычный динамизм. В изображении седины в бороде отца автор использует выражение «яблонный цвет». С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Есенин наделяет природные явления почти человеческими качествами. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит. Клён, оберегающий Русь, стоит лишь на одной ноге и является скорее мыслящим существом, нежели обычным деревом.
13 слайд
«Я покинул родимый дом…» Есенина С.А.
Стихотворение « » было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.
Жанр и литературное направление
Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.
Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.
Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения. Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов. Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.
Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»
Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён - всё это неотделимо от образа родной земли . В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.
Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев,«головой» клён похож на него.
Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.
Композиция, художественные средства
Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом . Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма. Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.
Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой» . Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту. Луна в произведении«распласталась золотою лягушкой» . Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм. Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.
Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.
Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.
Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.
«Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…»
В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда. Отныне он всегда будет здесь чужаком в силу различных обстоятельств.
В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из а работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново, где, как и во многих российских селах, полностью изменился уклад жизни. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил. В этом произведении автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека .
Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и «голубую оставил Русь». Однако в этот период Есенин находился в России и даже не мог предположить, что когда-нибудь ему удастся побывать за границей. Тогда почему же он утверждает обратное? Все дело в том, что та «голубая Русь», которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора. Поэтому Есенин, который все же на несколько дней заехал в гости к родителям, отмечает, что даже они изменились. Так, «словно яблоневый цвет, седина у отца пролилась в бороде», а мать, измученная слухами о непутевом сыне и волнующаяся за его судьбу, даже при встрече с ним продолжает грустить.
Понимая, что мир детский грез разрушен окончательно и бесповоротно, поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в Константиново и с трудом сможет узнать родное село. Не потому, что оно так сильно изменилось, а из-за того, что сами люди стали другими, и в их новом мире поэту, пусть даже такому знаменитому и талантливому, попросту нет места. Но в то момент, когда писались эти строчки, Есенин имел ввиду совсем другое. Он был уверен, что еще не скоро сможет увидеть свою родину такой, какой она была до революции. Автор и не предполагал, что изменения, происходящие в стране, будут настолько глобальными и масштабными, однако верил в то, что рано или поздно все встанет на свои места, и его «голубая Русь», которую стережет «старый клен на одной ноге», по-прежнему распахнет перед ним свои объятия.
Себя Есенин также сравнивает со старым кленом , так как новая власть для него немногим лучше предыдущей. Как крестьянский сын, поэт понимает, что теперь его односельчане имеют гораздо больше возможностей для самореализации. Однако поэт не может простить того, что сам дух села с его самобытностью разрушается, людей заставляют менять свои традиции и взгляды, которые создавались поколениями. Поэтому, проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже той, старой Руси, так как именно в ее истоках люди с незапамятных времен черпали свою душевную силу. Теперь же, когда этот источник иссяк, Есенин просто не узнает свою родину, погрязшую в гражданской войне. И ему больно осознавать, что после этой кровавой бойни люди уже никогда не смогут быть прежними – открытыми, рассудительными и живущими по совести, а не по указке партии, которая занята не столько нуждами народа, сколько укреплением собственных позиций и распределением сфер влияния в обществе.