Время правления людовика 9 святого. Глава девятая
ЛЮДОВИК IX Святой ЛЮДОВИК IX Святой
ЛЮДО́ВИК IX Свято́й (Louis IX le Saint) (25 апреля 1214, Пуасси, недалеко от Парижа - 25 августа 1270, Тунис), король Франции с 8 ноября 1226 г. Вместе со своим дедом, Филиппом II Августом (см.
ФИЛИПП II Август)
, и внуком, Филиппом IV Красивым (см.
ФИЛИПП IV Красивый)
, Людовик - один из «трех великих Капетингов (см.
КАПЕТИНГИ)
». Помимо своей славы Святого короля-крестоносца, образцового христианского рыцаря, вошел в историю как правитель, который поднял престиж королевской власти, развил и преобразовал административную структуру государства.
В тени королевы-матери
Старший из детей Людовика VIII (см.
ЛЮДОВИК VIII)
и Бланки Кастильской (см.
БЛАНКА КАСТИЛЬСКАЯ)
, под руководством матери получил разностороннее образование, особенно в области богословия. После ранней смерти отца власть перешла в руки королевы-матери, которая не только разумно и решительно управляла королевством в течение восьми лет своего регентства, но и в дальнейшем оказывала влияние на своего сына, уважавшего и любившего ее, и только от нее, единственной среди членов семьи, принимал советы. Несмотря на то, что Бланке удалось почти что сразу в ноябре 1226 короновать сына, вскоре против короля выступила коалиция феодалов с участием английского короля, во главе которой находился могущественный граф Раймунд VII Тулузский. В апреле 1229 графу Тулузскому был навязан парижский договор, положивший конец альбигойским войнам (см.
АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ)
и вводивший новую организацию управления югом страны, Лангедоком; в числе статей этого договора было согласие графа на брак его единственной наследницы с одним из братьев Людовика, Альфонсом Пуатье.
Борьба с катарами
И хотя к 1235 была не только отражена агрессия английского короля, но и установлен мир и с англичанами, и с баронами королевства, все же внешнеполитическое спокойствие было очень быстро нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров (см.
КАТАРЫ)
в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III (см.
)
и графом Тулузским.
Уже в 1243 последним было подписано соглашение в Лоррисе, которое, подтверждая условия договора 1229 года, означало завершение последнего серьезного феодального возмущения при Людовике Святом. Сопротивление юга было окончательно сломлено с падением в 1244 двух последних оплотов катаров - Монсегюра и Кериба.
Крестовый поход 1244
Решение об организации крестового похода, официально принятое Людовиком в декабре 1244, было давно обдумано. Уже в середине 1230-х гг. король помог византийскому императору в борьбе с мусульманами покупкой за очень значительную цену реликвий Страстей Христовых (для хранения этих святынь была построена Святая Капелла, Сент-Шапель, в королевском дворце). Весной 1248 он, поручив регентство своей матери, отправился в седьмой по счету Крестовый поход.
К середине 13 века пик крестоносного движения и связанного с ним энтузиазма был далеко позади, и в значительной мере некоторое воодушевление, с которым тронулась в путь эта экспедиция и славную, несмотря на поражения, память о ней следует отнести за счет личной «харизмы» Святого Людовика, влияния того образа идеального христианского рыцаря, который он воплощал. Военные неудачи, болезни, голод, захват мусульманами в плен короля заодно с тысячами его рыцарей, гибель многих из них, выкуп в 4 миллиона франков, заплаченный за освобождение королевского брата Альфонса, - все это не помешало французскому народу встретить возвратившегося в 1254 короля как триумфатора. Для самого же Людовика эти испытания, мысль о том, что из-за недостатка сил и средств он вернулся, не выкупив всех христианских пленников, обернулись решительным психологическим переломом: до Крестового похода король хотя отличался искренним благочестием и высокими моральными принципами, все же не был чужд мирских радостей, но с середины же 1250-х гг. стал настоящим аскетом.
Внутренняя политика
В своей внутренней политике Людовик Святой выступил продолжателем административных реформ своего деда и отца. Согласно предсмертной воле Людовика VIII значительная часть владений королевского домена (см.
ДОМЕН)
отошла младшим братьям Людовика Святого: Альфонс получил Пуату, а Карл - Анжу, две крупнейших провинции. Соответственно упали и королевские доходы, поэтому от Людовика IX требовалась особо тщательная организация и контроль над злоупотреблениями в управленческих структурах, созданных Филиппом Августом и поддержанных Людовиком VIII Ордонансом. В 1254 была усовершенствована система превоте: страна отныне подразделялась на двадцать четко обозначенных округов во главе с королевскими чиновниками. Эти функционеры, передавая свои должности по наследству, теперь образовывали настоящие династии. Был установлен строгий и централизованный контроль над их деятельностью.
В 1263 была упорядочена денежная система: отныне монеты королевской чеканки, в отличие от денежных единиц местного значения, имели хождение на территории всей Франции. Новации правления Людовика Святого и состояли в том, что королевская власть оказывалась не просто на верхушке пирамиды феодальной иерархии, но над ней, принципиально вне ее. В своей внутренней политике король стремился, поддерживая равновесие, блюсти интересы разных слоев населения.
В конце 1250-х гг. был уточнен ряд спорных вопросов внешней политики: во-первых, договором 1258 с арагонским королем Хайме граница между двумя государствами пролегла по линии Пиренеев, во-вторых, в 1259 был заключен окончательный мир с Генрихом III (см.
ГЕНРИХ III (английский король))
. Последний отказывался от притязаний на Нормандию, Турень, Анжу, Мэн и Пуату, а Людовик IX вернул ему часть его владений в Гиени и Гаскони, в юридическом праве на обладание которыми он не был уверен.
Последний поход
В 1267 Людовик Святой вновь принял крест и летом 1270, преодолев внутреннее сопротивление рыцарства и духовенства, начал новый Крестовый поход, крайне неудачный по своим последствиям и завершившийся в августе того же года в Тунисе эпидемией чумы, от которой 25 августа умер и сам король.
Спустя менее, чем тридцать лет после своей смерти 11 августа 1297 Людовик IX был канонизирован папой Бонифацием VIII (см.
БОНИФАЦИЙ VIII)
, что отвечало стратегическим замыслам его внука, Филиппа IV Красивого (см.
ФИЛИПП IV Красивый)
. Людовик Святой стал своего рода символом духовных традиций французской монархии, воплощением образа «христианнейшего короля», титул которого его потомки носили много веков подряд.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое "ЛЮДОВИК IX Святой" в других словарях:
Louis IX de France Людовик IX Святой (Эль Греко, Лувр) … Википедия
- (1214 70) французский король с 1226, из династии Капетингов. Провел реформы по централизации государственной власти. Возглавил 7 й (1248) и 8 й (1270) крестовые походы. Заключил Парижский договор 1259 … Большой Энциклопедический словарь
- (1214 1270 гг.) французский король с 1226 г., из династии Капетингов. Осуществил реформы по централизации государственного управления. Заключил договор 1259 г. с английским королём, по которому Англия отказывалась от притязаний на Нормандию и др … Исторический словарь
Людовик IX Святой - (Louis IX, St) (1214 70), франц. король (1226 70), унаследовал престол своего отца Людовика VIII. Стабилизировал положение в стране и старался урегулировать спорные вопросы с Англией, имевшей территориальные претензии к Франции. Англ. король… … Всемирная история
- (Louis IX или Saint Louis) ЛЮДОВИК IX Святой (1214 1270), король Франции, сын Людовика VIII и Бланки Кастильской, родился в Пуасси 25 апреля 1214. После того как в 1226 умер Людовик VIII, его искушенная в делах управления вдова стала регентом на… … Энциклопедия Кольера
Король Франции из рода Капетингон, правивший в 1226 1270 гг. Сын Людовика VIII и Бланки Кастильской. Ж.: с 1234 г. Маргарита, дочь Раймонда Беренгария V, графа Прованса (род. 1221 г., ум. 1285 г.). Род. 1215 г., ум. 25 авг. 1270 г. После смерти… … Все монархи мира
Ландграф тюрингенский (1217 1227), сын Германа I, род. около 1200 г. Верный друг имп. Фридриха II, он вместе с ним в 1227 г. отправился в Святую землю, но умер на пути туда, в Отранто. Его останки были привезены в Рейнгардсбрунн, где им… …
Людовик IX Святой - (1214 1270) фр. король с 1226 г., из династии Капетингов. До совершеннолетия Л.IX правила его мать Бланка Кастильская, которая боролась с крупными феодалами, особенно с графами Шампанскими и герцогами Бретанскими. Л.IX провел воен., монетную и… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Людовик IX Святой - () французский король с 1226 г., из династии Капетингов. Осуществил реформы по централизации государственного управления. Заключил договор 1259 г. с английским королём, и другие.гие французские территории. Возглавил 7 й (.) и 8 й (.) Крестовые… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
- (Saint Louis, 1226 70) король французский, сын Л. VIII и Бланки Кастильской, род. в 1215 г. в Пуасси (почему он подписывался иногда Louis de Poissy). Мать Л., женщина большого ума, выдающейся силы воли и чрезвычайно религиозная, имела громадное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
- Крестовые походы Войны Средневековья за Святую землю , Эсбридж Т. , Британский историк Томас Эсбридж в своей книге ведет рассказ о Крестовых походах - войнах за господство над Святой землей, регионом, священным как для христиан, так и для приверженцев… Категория: История Средних веков и Возрождения Производитель:
ЛЮДОВИК IX (СВЯТОЙ) –король Франции (1214–1270).
Родился 2 апреля 1214 в Пуасси, сын Людовика VIII, который умер в 1226. Регентшей в первые годы правления малолетнего короля была его мать Бланка Кастильская. Это была властная женщина: она смирила феодальную смуту, подавила Альбигойскую ересь на юге страны ().
Людовик унаследовал от матери глубокую приверженность вере. Будучи способным политиком, он сознательно жертвовал государственными интересами Франции ради освобождения гроба Господня. Идея крестовых походов была уже не так популярна как раньше, но Людовик всеми силами стремился ее оживить. В 1249 он высадился в Африке, овладел египетским городом Дамиетой, но вскоре потерпел поражение от войск султана и попал в плен. Этот неудачный седьмой крестовый поход описан в хронике одного из военачальников крестоносного войска, Ж.Жуанвиля. Людовик был освобожден за большой выкуп. Благодаря своему дипломатическому искусству Людовик сумел значительно расширить пределы своего королевства. Он уделял значительное вниманию развитию феодального права. Под его руководством был создан свод законов, вошедший в историю под названием Установления Людовика Святого . Эти законы во многом заменили древнее средневековое право, которое сводилось к ордалиям, упорядочили обычное право, ввели элементы римского права в законодательство. Людовик IX мечтал о вселенской победе христианства, стремился завязать отношения с монголами с целью приобщить этих язычников к католической вере, послал к великому хану монаха Рубрука, оставившего очень интересные путевые записи. Король очень заботился о развитии богословия, при нем Сорбонна стала главным авторитетом теологической мысли, здесь читали лекции такие доктора богословия как Фома Аквинский , Альберт Великий ,Бонавентура ,Роджер Бекон . Но главным желанием короля оставалось покорение Святой земли. Он решил крестить султана Туниса, такова была цель последнего в истории восьмого крестового похода. Но король умер от чумы 25 августа 1270 под Карфагеном. Католическая церковь канонизировала его в 1297.
Существует житийная и светская литература, прославляющая святого монарха. В агиографии Людовика проявилась тенденция, созвучная новым умонастроениям в религиозной мысли. Личность этого короля как бы отвечала новым тенденциям в религиозной жизни. Современные ученые вычленяют в его агиографии модель «новой святости». Формирование этого религиозного настроения происходило под влиянием деятельности двух монашеских орденов: францисканцев и доминиканцев. В образе Людовика Святого был воплощен духовный идеал рыцарства. Поведение этого короля служило образцом для светского поведения христианского монарха, приветствовался определенный баланс религиозного благочестия и твердой государственной политики.
Анатолий Каплан
Вступление короля в управление мало изменило политику правительства: королевская власть была уже так сильна, что Людовику нетрудно было поддерживать свой авторитет против вассалов. Английский король Генрих III Плантагенет пытался вернуть владения своих предков (области по Гаронне), но Людовик одержал победу при Тальебуре (). Руководствуясь началами справедливости, он не воспользовался победой и вопреки мнению своих советников уступил Генриху часть земель, отнятых у Англии ещё при Филиппе II Августе .
Седьмой крестовый поход
В 1263 году была упорядочена денежная система: теперь монеты королевской чеканки, в отличие от монет местного значения, имели хождение на территории всей Франции [ ] .
Покровитель искусств
Людовик любил книги и искусство. Его называют Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы: к его времени относятся собор в Реймсе , церковь Сент-Шапель в Париже , монастырь Ройомон и др.
Гонения на иудеев
В 1239 году папа римский Григорий IX распорядился изъять у евреев все экземпляры Талмуда . Людовик IX в 1240 году в связи с этим организовал «диспут христиан и иудеев» (точнее, католических и иудейских священнослужителей), по итогам которого священная книга последователей иудаизма была осуждена. В 1242 году в Париже сожгли 22 воза с Талмудами, изъятыми у евреев; впоследствии несколько раз повторялись менее масштабные акции
20.02.2018
Наверное, нет ничего хуже для государства, чем иметь чрезмерно религиозного правителя на троне. Взять, например, Людовика IX! C одной стороны, пытался укрепить престиж Франции, способствовал развитию судебной системы и соблюдению норм закона, с другой - массу денег из казны потратил на Крестовые походы. Это уж не говоря о человеческих жертвах - в те годы жизнь человеческая не считалась неприкосновенной, о гуманизме тогда и не слыхали. За что Людовика прозвали Святым? Что он такого сделал? Может быть, помогал церкви распространять христианские ценности среди своего (и не только своего) народа?
Религиозность
Людовик вырос в обстановке, которая сформировала и «спаяла» воедино такие, казалось бы, мало согласующиеся друг другом черты характера, как убежденная, почти фанатичная вера в Бога и любовь к богатым пирушкам.
Мать Людовика IX с удовольствием пользовалась радостями жизни, пока находилась у власти (до 12-летия самого Людовика), но при этом умело изображала при необходимости смирение и склонность к аскетизму. Вот и Людовик стал похожим на нее, только у него, похоже, все было искренне - он то устраивал празднества, то организовывал Крестовые походы, в которых сам же и участвовал.
Король много молился, часто посещал церковь. Говорят, он даже носил власяницу. Вместе с тем он не отказывался от даруемых в супружестве радостей - у него с женой (кстати, он прожил с нею всю жизнь и не имел любовниц, как другие великодержавные личности) родилось 11 детей! Интересно, что супруга сопровождала мужа в его первом походе против иноверцев.
Крестовые походы
Королю казалось недостаточным просто молиться самому - он возжелал распространить христианское учение, где только возможно. Результатом этого желания стало продолжение Крестовых походов против иноверцев. Людовик IX возглавил 7-ой и 8-ой Крестовые походы, которые, однако, не принесли ему успеха.
В Седьмом Крестовом походе короля пленили в Каире. В плен попали также его приближенные. Чтобы выручить монарха, пришлось выплачивать немалые суммы. Восьмой Крестовый поход стал и вовсе бедственным. В армии распространилась моровая язва, которую лечить, конечно, не умели. Умерли сотни людей. Скончался и сам король.
Канонизация
Трудно назвать хоть какую-нибудь пользу от обоих походов короля-крестоносца. Ничего, кроме жертв и разорения, они не принесли никому. Тем не менее, в 1297 году Людовика IX канонизировали. А ведь не проявляй монарх такого пылкого религиозного рвения, возможно, он сумел бы обеспечить процветание Франции и существенно улучшить условия жизни своих подданных.
Людовик IX слыл в народе добрым королем. Ежедневно в определенный час выслушивал жалобы, приходящих к нему людей. И неважно, к какому они относились сословию. Многим он действительно помог.
Людовик IX считал необходимым знать жизнь собственного народа, учитывать его потребности и интересы. Вот только очень уж набожным он оказался…
Из всех французских королей лишь один получил прозвище Святой. К тому же при жизни
Людовик IX – король из дома Капетингов – правил Францией с 1226 по 1270 год. Великий насмешник и критик монархии Вольтер написал о нем весьма лестные слова: «Его благочестие – благочестие анахорета – не лишило его ни единой королевской добродетели. Рачительно хозяйствуя, он не стал менее щедрым, он умело сочетал мудрую политику с непогрешимым правосудием. И, быть может, это единственный государь, который заслуживает и такой похвалы: он был трезво мыслящим и непреклонным в совете, несгибаемым, но не безрассудным в сражении и так умел сострадать, словно всю жизнь его преследовали несчастья. Больших добродетелей человеку не дано».
Высокую оценку давали ему и близкие современники. Например, хронист Матвей Парижский (сам он был англичанином) написал очень коротко и выразительно: «Король Франции является королем земных королей». Русский историк XIX века Тимофей Николаевич Грановский, можно сказать, произнес ему краткий и восторженный панегирик: «Король» и «правда» сделались в то время однозначащими словами для Франции».
Однако и список его хулителей не мал. Многие писавшие о Людовике IX называли его наивным, недалеким, ничтожным и т.п. Каким же он был?
На время его правления приходится расцвет французского Средневековья. Уже одно это выделяет Людовика из ряда многочисленных и весьма известных средневековых правителей. Общепризнанным считается то, что перемены в управлении страной, которые он осуществлял в течение своего долгого правления, были в целом успешными и полезными для государства. Такие оценки тоже даются в истории далеко не каждому человеку, стоявшему у власти.
Однако по-настоящему выделяет Людовика IX из череды правителей прошлого то, что еще при жизни он получил прозвище Святой. Затем, после его смерти, примерно через двадцать лет, его святость была официально признана Католической Церковью. Двадцать лет для канонизации – срок, который для средневековой Церкви можно признать ничтожно малым.
Вообще надо сказать, что прозвания правителей прошлого, сохранившиеся в веках, достаточно показательны и в каком-то смысле могут рассматриваться как исторический источник. Достаточно вспомнить эволюцию этих прозвищ во Франции – от древних слабых правителей времен Меровингов или поздних Каролингов (Ленивый, Простоватый, Заика и др.) до Великого, Благочестивого, Августа и Красивого. Но Святой среди них один – Людовик IX.
Во времена абсолютного господства в исторической науке прямолинейного материализма это прозвище связывали с крайней и непонятной людям XX века приверженностью Людовика идее крестовых походов, которую индустриальная эпоха непременно стремилась объяснить сугубо материальными мотивами. Это приводило к парадоксальным результатам: получался странно противоречивый образ монарха, который был прагматиком и реалистом в управлении Францией и мечтателем-идеалистом в своих крестоносных устремлениях.
Между тем более пристальное рассмотрение его жизни и личных качеств, на мой взгляд, избавляет от этого противоречия. Прежде всего надо отметить искреннюю веру в христианские ценности, которая была свойственна этому правителю Франции и сочеталась с его горячим желанием добра для своего королевства. Он видел высшее благо для жителей своей страны в том, что так понятно человеку любой эпохи – мире и справедливости. Под этим углом зрения меняется понимание того, что учебники истории называют «реформами Людовика IX» и приписывают исключительно стремлению короля укрепить центральную власть во Франции.
Стремясь прекратить бесконечные феодальные междоусобицы, Людовик сделал очень смелый и рискованный шаг: он запретил феодалам немедленно решать любой спорный вопрос, любую ссору привычным «иду на вы», как говорили по такому случаю на Руси. Между поводом к войне и ее началом должно было согласно королевскому постановлению пройти не меньше 40 дней, в течение которых король пытался уладить дело миром, что могло обернуться особенно удачно, если к нему обращалась за справедливостью более слабая сторона.
Тема справедливости была так значима для Людовика IX, что он стремился преподать личный пример жителям своего королевства. Современники и очевидцы поведали нам о том, что время от времени король принимался сам вершить правосудие, расположившись в окружении опытных правоведов под большим дубом в Венсенском лесу.
Для многих критически настроенных потомков это стало свидетельством наивности или картинности, позирования в поведении короля. Но разве не так подчас выглядят даже малые крупицы того, что определяется таким труднообъяснимым и малораспространенным понятием, как святость? При этом современники Людовика IX не раз отмечали, что он немало сделал для сближения слов «король» и «справедливость».
Итак, Людовик IX очевидно боролся за мир и спокойствие во Франции, но при этом провел значительную часть времени своего правления за ее пределами, отправляясь в далекие крестовые походы. В 1248 году он возглавил седьмой крестовый поход в Египет, в 1270-м – восьмой в Тунис.
Длительные отлучки короля из Франции не приводили к тому, что его замыслы переставали воплощаться в жизнь. Ведь его замещала в качестве регента мать, королева Бланка Кастильская, очень мудрая женщина. Организация же крестовых походов по-своему содействовала внутреннему миру в стране, так как король уводил за собой наиболее воинственную часть французского рыцарства.
Интересно, что, отправляясь в крестовые походы, отдавая много сил и времени их подготовке, Людовик одновременно заботился о мире и порядке во Франции и на ее границах. Так, он вступил в сложные переговоры с английским королем Генрихом III по поводу давних острых территориальных разногласий между английским и французским домами. И хотя в Англии в это время было очень неспокойно, часть королевского окружения находилась в оппозиции к Генриху III, Людовик IX не воспользовался этим для оказания давления на соперника. Скорее наоборот: он привел дело к мирному договору, добровольно уступив английскому королю часть спорных владений во Франции. Кое-кто из окружения Людовика решился высказать сомнения в разумности такого решения. «Блаженны миротворцы», – отвечал им король.
Однако сам он абсолютным миротворцем не был. Вся воинственная энергия короля, присутствовавшая в его натуре, была направлена на борьбу против «неверных» на Востоке, во имя укрепления позиций христианства в мире.
Правда, сохранились любопытные данные о том, что и здесь Людовик IX, возможно, предпочел бы мирные средства воздействия на народы, не приобщенные к учению Христа. Его охватывали наивные мечтания о том, что было бы славно уговорить некоторые нехристианские народы добровольно принять истинную веру. Так, до него дошла какая-то неопределенная информация про монголов, пребывающих в плену ложных верований. Людовик IX отправил к ним, в немыслимую и туманную для средневекового европейца даль, большую депутацию во главе со священнослужителями. Они везли с собой священные книги, богослужебную утварь и королевское поручение попытаться убедить монголов принять христианство. Конечно, из этого ничего не получилось, осталась лишь почва для того, чтобы кто-то из потомков в очередной раз говорил о наивности французского короля.
Наверное, неизбежно выглядит наивным тот, чья вера даже в высоко религиозном средневековом обществе имела столь страстный и последовательный характер. Людовик IX возглавил седьмой крестовый поход 1248–1254 годов на том историческом этапе, когда крестоносная идея была по существу исчерпана и обесценена. Движение, начавшееся более полувека назад, в 1196 году, знало и такие взлеты, как захват Иерусалима в 1199-м, создание христианских государств и их временное существование на Ближнем Востоке и страшные поражения в сочетании с еще более страшным отступлением от сущности и духовного смысла движения, как это произошло при захвате христианского Константинополя в 1204 году. Иерусалим, который был главной целью крестоносцев, шедших на Восток под лозунгом освобождения его святынь от мусульман, несколько раз был отвоеван и снова потерян. С 1244 года он находился под властью египетского султана.
Именно против Египта и решил направить силы французского крестоносного войска Людовик IX. Он был к этому моменту зрелым, для средних веков даже не молодым мужчиной – ему был 31 год. Однако крестоносная идея охватила его не вдруг, он жил и дышал ею с самой юности.
Итак, оставив королевство на попечение своей матери королевы Бланки Кастильской, Людовик IX отплыл со своим войском на Восток. Именно там, в неудачном в целом предприятии, особенно ярко раскрылись черты натуры французского короля, давшие основания современникам и потомкам называть его Святым.
Совершив традиционную остановку на Кипре, который около полувека назад был завоеван английским королем Ричардом I Львиное Сердце и с тех пор стал базой крестоносцев, Людовик отправился на борьбу с египетским султаном.
Поначалу войску французского короля удалось достичь некоторого успеха: был захвачен город Дамьетта (1249 год) и одержана победа при Мансуре (1250 год). Последняя в описании очевидцев была блестящим примером рыцарской доблести французов. Заметим, что «золотой век» рыцарства был уже позади, и многие деяния Людовика IX во внутренней политике Франции свидетельствовали: он ощущал дыхание нового времени (усиление позиций правоведов, ограничение произвола феодальных сеньоров, шаги на пути введения единой денежной системы и т.п.). Однако на Востоке, в крестовом походе, Людовик IX превратился в рыцаря, персонажа древних баллад, бьющегося «без страха и упрека» за христианское дело.
Французские рыцари гордились тем, что в сражении при Мансуре почти не использовались лучники и арбалетчики, а решающая роль в битве была отведена традиционно отважной рыцарской коннице. Сам Людовик под громкие звуки труб и литавр, в сверкающем золотом шлеме, взмахом меча направил рыцарей в атаку. Его старший брат Роберт Артуа очертя голову бросился на мусульман, попал в западню и погиб под их ударами.
Таково было начало, но дальше для крестоносцев наступили суровые испытания. Незнание военной тактики войска египетского султана часто вело к поражению французов. Особенно страдали европейские рыцари от применения «греческого огня». К тому же в войске начались эпидемии, столь характерные для местного жаркого климата. Французское войско оказалось обессиленным и окруженным врагами. Советники короля настаивали на том, чтобы вернуться в неприступную для врагов Дамьетту. Однако Людовик, конечно же, не мог этого сделать. В результате он вместе с многими французами оказался в плену у султана.
Все источники отмечают его выдержку, спокойствие и мужество во время нелегкого пребывания в заточении в суровых условиях (это не был почетный европейский королевский плен). Как сказал известнейший французский историк Жак Ле Гофф, «нет большего несчастья для христианского короля, чем попасть в плен к неверным». Людовик, по свидетельствам очевидцев, поддерживал дух других пленников и дожидался выкупа, который собрала его жена королева Маргарита, сопровождавшая короля-крестоносца на Востоке.
Сохранились интересные детали в рассказах о поведении Людовика IX в этом злополучном крестовом походе. Говорили, что раны и эпидемии сделали тела погибших французских рыцарей столь устрашающими, что даже служители Церкви боялись участвовать в их погребении. Однако король заявил, что будет лично участвовать в процедуре похорон каждого, и все рыцари были преданы земле.
Очень любопытна подробно описанная очевидцами история о том, что некий приближенный Людовика IX попытался при передаче выкупа за короля обсчитать противников на 20 000 ливров. Это вызвало страшный гнев короля, так как он считал, что даже с «неверными» надо поступать честно и следовать данному слову.
Во время пребывания Людовика IX в плену при дворе султана произошел переворот. Мамелюки составили заговор и убили султана Египта. Один из убийц якобы показал пленному французскому королю вырванное из груди убитого египетского владыки сердце и спросил, что он даст за сердце своего врага. Рассказывают, что Людовик молча отвернулся от него с отвращением.
Одно из замечательных качеств Людовика IX, выделяющих его из ряда других правителей, – способность в самых разных обстоятельствах оставаться верным себе и своим идеям.
После возвращения во Францию из седьмого крестового похода в 1254 году Людовик посвятил немало лет (до 1270 года) продолжению устройства внутренних дел во Франции. Он продолжал реформы, усиливал контроль за соблюдением королевских указов, вершил правосудие, а также выступал по поручению Папы Римского миротворцем в международных делах.
Была в его характере черта, которая отталкивает наших современников: нетерпимость к ереси и еретикам. Но то, что видится неприемлемым сегодня, вполне вписывается в характеристику «святого короля» Средневековья.
И все же все эти долгие годы Людовик IX жил мечтой о новом крестовом походе. Ко времени, которое он счел подходящим для нового похода на Восток, король был уже немолод. Ему было 53 года, в эпоху Средних веков – старик. Тем не менее он бросил все свои силы на сбор войска и организацию управления страной в свое отсутствие. Военная экспедиция вновь направлялась к берегам Северной Африки – против Туниса, представлявшего большую угрозу для христианских государств на Средиземном море.
Там, в Тунисе, по существу так и не начав военных действий, предводитель крестоносного войска Людовик IX, уже прозванный к тому времени Святым, скончался во время эпидемии, поразившей его войско. Существует соблазн с высокомерием потомков презрительно бросить: «Неудачник». Но Время, История да и современники уже вынесли свой вердикт: «Святой».
Наталия Ивановна Басовская - доктор исторических наук, медиевист, директор Центра визуальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета