В чем особенность русского ударения. Фонетическая природа русского словесного ударения
Различают 3 вида ударения:
а) словесное;
б) синтагматическое и фразовое;
в) выделительное (логическое, эмфатическое).
а) Словесное ударение .
Совокупность звуков сама по себе не создает еще ни слова, ни морфемы. Для того чтобы возникло слово, необходимо, чтобы звуки сгруппировались в слоги, а слоги (с помощью ударения) - в слова. Таким образом, ударение - это то, что полностью завершает звуковую структуру слова: основная функция ударения - словооформительная. Звуковая структура слова не так проста, она состоит из нескольких слоев:
а) состав звуков (фонологический слой);
б) состав слов (силлабический);
в) ударение (акцентологический).
Ударение организует слоги в слова, выделяя один из слогов в качестве главного ставя в зависимое положение остальные.
Ударный слог отличается от безударного:
1) большей длительностью: он примерно в 1,5 раз больше первого предударного слога (Щерба);
2) большей относительной силой (звучностью). Относительную силу гласного не надо смешивать с акустической силой звука. Относительная сила гласного зависит от следующих факторов:
а) от того, преодолел ли гласный свой порог громкости произношения. Если преодолел - ударный, и относительно наиболее сильный, хотя акустически может быть слабее. Например, в слове палИ и слабее а , но и преодолело свой порог громкости и потому слышится как ударное, а [ а ] - нет.
б) от места гласного в слове. Чем ближе к началу слова гласный, тем больше его громкость. Так в слове обманули первые 2 гласных сильнее, чем у , так как ближе к начальному слову.
3) особым характером произношения гласных под ударением, отсутствием редукции, более четкое произношение.
Эти три свойства ударных слогов - большая длительность, большая относительная сила, отсутствие редукции гласных под ударением - определяют фонетическую природу русского словесного ударения .
Свойства русского ударения:
1. квантитативное (= количественное);
2. силовое = динамическое;
3. особое качество ударных гласных (отсутствие редукции);
4. это свободное, незакрепленное ударение.
Закрепленное (связанное) ударение. Например, польский язык – на предпоследнем слоге; французский - на последнем; русский: сАни, вАрежка, Яблоко; зимА, косА, косИть; голубОй, единИца.
5. подвижное/неподвижное ударение - оно может менять место в каждом конкретном слове.
Чем определяется перенос ударения и его постановка в отдельном слове?
· у производных слов обычно ударение на том же слоге, что и в производящем:
яблоко - яблочный
мороз - морозный
беседа - беседовать
но не всегда:
бежАть - вЫбежать, забежАть;
лИть - вЫлить, залИть, пролИть;
мОре - морскОй; окнО - окОнный.
· действие аналогии - выравнивание по наиболее продуктивному образцу.
Вихрь - вИхриться - вихрИться;
искра - Искриться - искрИться.
Ср. серебро - серебрИться
крУг - кружИться
· есть и чисто фонетические причины постановки того или иного ударения. По мнению Пироговой ударение притягивается максимально частотными гласными: а, о, е. Николаева ставит ударение в зависимости от долготы гласного: а, о, у. Она провела эксперимент: 218 слов, заимствованных, редких не воспринимаемых на слух. 10 информантов записывали ударение. В общем: большинство - на начале слова, на звуках а, о, у . Горбачевич выявил фонетические предпосылки и основные направления акцентологических изменений. Тенденция переноса ударения к середине слова с тем, чтобы во фразе они не стояли рядом в двух словах или не были бы слишком удлинены; междуударный интервал должен составлять 2-3 слога.
Например: 19 век 20 век
АбонировАть абонИровать
счАстливый счастлИвый
Августовский августОвский
МУскулистый мускулИстый
БАрхатистый бархатИстый
Каковы же функции словесного ударения в русском языке ?
1) Функция звукового оформления слова как отдельной единицы . Ударение - это знак самостоятельности слова. Сколько ударений во фразе, столько в ней и слов.
Отклонения: а) служебные слова акцентируются вместе с полнознаменательными, могут не иметь собственного ударения.
Проклитики : за холмОм
не знАю
Энклитики : поЕт ли
пошЕл он
Но может быть и обратное явление: ударение падает на предлог, а полнозначное слово не имеет самостоятельного ударения.
Ср.: пО воду, зА руку
б) побочное ударение в длинных словах (2 ударения в слове): ОколозЕмный, завОдоуправлЕние, кИнематогрАфия.
Наличие добавочного ударения определяется в этом случае не столько длиной слова, сколько его морфологической сложностью и степенью усвоения слова. При большей степени усвоения - распространения - остается одно ударение, которое смещается к центру, т.е начинает подчинять основные тенденции русского ударения.
килогрАммометр - килограммОметр
2) Смыслоразличительная функция - единственное средство, разграничивающее звуковые оболочки слов (омонимы).
Ср.: мУка - мукА,
крУжки - кружкИ,
зАмок - замОк,
сУшу - сушУ
пИлы – пилЫ
отрЕзать - отрезАть
окнО - окнА
Но эта смыслоразличительная функция менее важна, чем фонетическое оформление самостоятельного слова, поскольку подобные омонимичные пары возникли в русском языке случайно.
б) Подобно тому, как словесное ударение объединяет слоги в слова, синтагматическое ударение объединяет слова в синтагмы, а фразовое ударение синтагмы во фразы.
Синтагма - это группа слов или одно слово, представляющее единое семантико-смысловое целое для данного контекста или для данной ситуации и фонетически оформленное. Таким образом, в определении синтагмы лежит семантический критерий и соотнесенность с синтаксической структурой предложения.
Например, фраза «Как удивили его слова брата» может быть произнесена с двойным синтагматическим членением:
1) Как удивили его // слова брата.
2) как удивили// его слова / брата.
Это разграничение определяется, во-первых, смыслом, во-вторых, возможностями грамматического строя языка: в данном случае употребление его в двух различных синтаксических функциях: прямого дополнения и определения. Фраза = смысл+синтаксис .
В чем заключается фонетическое оформление синтагмы? (и фразы).
Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова синтагмы, а фразовое - по на ударный гласный последнего слова в конечной синтагме. Последнее слово синтагмы произносится более длительно, с большим ударением.
в) Если синтагматическое ударение переносится с последнего слова синтагмы, то возникает так называемое выделительное ударение . Оно может быть двух видов: логическое и эмфатическое.
Выделительное ударение - это только смысловое ударение. Оно используется либо для более точного выражения мысли, логического выделения слова (логическое ударение). Для усиления… слова (эмфатическое ударение). По мнению Щербы, «выражая различие между логическим и эмфатическим ударениями можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщеннее».
Например: логическое ударение : Ира пойдет завтра в библиотеку .
эмфатическое ударение : одно из фонетических средств выражения положительных эмоций является удлинение обычно ударного гласного: Какой чудесный вид! Он такой хоро-оший славный человек! Отрицательные эмоции: удлинение первого согласного в слове: Ч-чорт бы тебя побрал! Ах ты д-дрянь такая! М-мерзавец!
Выделительное ударение и синтагматическое-фразовое ближе по своей природе интонации, поскольку они тесно связаны с мелодикой речи.
ОРФОЭПИЯ
Орфоэпией (orthos – «прямой, правильный», epos – «речь») называется совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определённых грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.
Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке вместе с грамматической и фонетической системой литературного языка и окончательно установились в пушкинскую эпоху. Но это не значит, что в дальнейшем они оставались неизменными.
На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Непроизвольно, особенно в начальный период обучения, читающие текст стараются произнести слова так, как они пишутся. Постепенно такое произношение становится привычным. Например, под влиянием письма говорят [что], коне[чн]о, больш[ого] вместо [што], коне[шн]о, боль[шовъ].
Отступления от нормы, получая распространение, закрепляются в речи, в связи с чем возникают новые произносительные варианты, которые затем могут стать нормой.
Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.
Правила произношения.
В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: овраг – [ă]врáг, автономия – [ă]вт[ă]нóмия, молоко – мол[ă]ко.
В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: голова – г[ъ]ловá, сторона – ст[ъ]ронá и т. д.
Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности. Так, например, побуквенное (не редуцированное) произношение слова [молокó] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малакó] – как сильное аканье.
Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб , са[т] – сад , любо[ф‘] – любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг , поро[к] – порог и т. д.
Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков. Так, например, в стихах А.С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как клад – брат , раб – арап , раз – час . Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олег – век , снег – р ек, друг – мук .
В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный.
В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.
Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка , про[п]ка – пробка . Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба , [з]губить – сгубить .
Перед согласными [л],[м],[н],[р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.
Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например, в сочетаниях стн , здн , стл согласные звуки [т] и [д] выпадают: преле[сн]ый – прелестный , по[зн]о – поздно , че[сн]ый – честный , уча[сл]ивый – участливый . Также существуют и многие другие сочетания, например: сш и зш , сж и зж , зж и жж , сч , зч , тч и дч , тц и дц .
СВОЙСТВА РУССКОГО УДАРЕНИЯ
Свойства | Примеры |
Разноместностькак отсутствие прикреплённости к какому-либо определённому слогу или морфеме. Место ударения - индивидуальный признак каждого слова. «Разноместность» используется для различения разных словоформ одного и того же слова разных слов, совпадающих по звуковому составу | берег, товарищ, молодец, перевезённый, переквалифицировался руки - руки, нарезать - нарезать; еду - еду, ворона - ворона |
Неподвижностькак способность оставаться на одном слоге при образовании разных словоформ одного и того же слова Присуща - 90 % слов современного русского языка | задеть - задели - заденешь - задень; буква - буквы - буквами; ленивый - ленива - ленивы - ленивее |
Подвижностькак способность перемещаться с одного слога на другой и с одной морфемы на другую Присуща ~ 10 % слов современного русского языка | нести - несете - несут; брал - брала - брали; двадцать - двадцатью |
Вариативностькак возможность различного положения в одном и том же слове и в одной и той же морфеме | творог - творог; налил - налил; даришь, дарить |
Побочное(второстепенное) ударение,расположенное ближе к началу слова, могут иметь некоторые сложные слова и слова с некоторыми приставками | водонепроницаемый, главврач; межобластной, околоземный |
Очень часто люди запоминают с детства слова с неправильным ударением. Со временем это крайне трудно поддается исправлению. В нашем языке вообще не существует четких правил ударения. Намного легче и быстрее запомнить особенности русского ударения в словах и использовать их на практике, чем постоянно бороться с неправильным произношением слов по привычке и осваивать заново речевые навыки.
Во французском языке последний слог всегда ударный, а вот в русском имеется множество исключений из правил. Даже одно и то же слово имеет ударение на разные слоги в зависимости от рядом стоящих слов. Например: девочка началА, а мальчик нАчал.
Основные особенности ударения в русском языке это:
Разноместность, когда ударение падает на любой слог в разных словах (кОжух, свобОда, магазИн). У чехов всегда ударный первый слог, а у турок - последний.
Подвижность свойственна основному количеству При этом в одном слове при склонении или спряжении ударение может меняться (И.п. водА, В.п. вОду; крУжево - кружевА)
Изменчивость допускает с течением времени менять ударный слог в слове. Многие поэты использовали раньше для рифмы слово музЫка. Поэтому в стихах правильно так и читать. Но произносим-то мы сегодня это слова как мУзыка. Хотя некоторые слова сохранили допустимость разного произношения (рАкушка и ракУшка, договОр и дОговор). Чтобы подобные слова, удобно посмотреть об этом информацию в орфоэпическом или толковом словаре. Ведь особенности русского ударения сложны не только для нас самих, но и для иностранцев тоже.
Существуют и акцентные варианты, например мышлЕние аналогично вождЕнию и биЕнию. Ударение падает на суффикс -ен. А слова-исключения надо запомнить, в них ударение ставится в :
КвАшение;
ГлАжение;
ОбеспЕчение;
НамЕрение;
СосредотОчение.
Люди глУхи, но грубЫ, слЕпы, но дружнЫ;
ЧЕрпать воду, но звонИть в дверь, годы прОжиты, но пролИли чай.
В словах кОнкурс, жЕмчуг, нАсморк, сИмвол, тОкарь, вОздух первый слог сейчас находится под ударением. А ведь в прошлом в этих словах ударным был последний. То есть, можно здесь сказать о регрессивном ударении, когда оно переносится с последнего слога на тот, что стоит перед ним. У многих слов этот процесс продолжается до сих пор.
Ударение - фонетич. выделение одного из слогов неодносложного слова. (в рус.яз.стремится к середине слова).Акцентология - наука, изуч. ударения. Ударение в рус.язе динамическое: ударный слог выделяется большей напряженностью артикуляции(дольше и громче).Оно свободное (подвижное): (вода, воду, воды) ,бывает неподвижное (книга, книгу, книге )-таких 96% и подвижное(город,городам)
Бывает сильное (основное): древнер у сская и слабое (побочное):др е внерусская. Побочное возникает: 1.- двух - трехсложных предл.(п е ред отходом ), 2.в союзах(потому чт о ), 3.в союзных словах(роман, кот о рый написал )
4.числительных(дв а романа ),5.некотор.местоим(о н приехал ),6.связки
(утро б ы ло ясное ),6.в слож.словах(Л и тинститут ),7.интернац.приставках(-супер, -контр ). Ги дроэле ктростанция-2 побоч.’безударные(служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение:зА город)и слабоударяемые (двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов)
Также, кроме словесного, есть тактовое(в реч.такте), фразовое(в фразе), логическое ударение
Функции ударения :
Разграничение раз.форм одного слова(н о ги-ног и )
Разгран.формы разных слов (п и ща- пищ а (деепр))
Разгран.стилистич.варианты:
лит.и диалект.варианты (нач а ть-н а чать )
лит. и простая речь (краси вее - ве е)
лит.нейтрал. и разговор.произношение (зв о н и шь )
лит. и народнопоэтич.(д е вица-дев и ца )
современ.вар-т и устар. (кл а дбище-кладб и ще )
Причины нарушений:
Влияние диалектных уд-ий; межязыков.контакты; внутр.причины язык.хар-ра - явлен.формал.аналогии(отдельно шел ж.р.кратких причастий(жес то ка-жесто ка );потеря словообр.удар-я.
12. История русской графики. Современный русский алфавит. Принципы русской графики. Основные этапы развития письма. Графики и алфавиты.
Устной речи - 500тыс.лет; буквен.письму - 3 тыс.
Язык и письменность - символ нации. (представ-ие о божеств.языка)
Символы - предметные сообщения (хлеб-соль - дружелюбие )
Пиктография - «пишу рисунками» рисунки=их прмое значение
Идеография - графич.знак. Отличие от пикт:не рисунок, а сивол - обозначает отвлеченные значения(глаз- глаз,зрение и пр)
Иероглиф. письмо: шумеры, китайцы, египтяне.(схематич. знаки)
Фонография - письменный знак передает звук. (шумеры и египт)
Консонантное письмо - приоритет согл. над глас.(глас. не писали)
3 вида алфавита (различ. обозначением гласных):.для гласн.отдельные буквы, гласн.звуки не имеют букв, передаются диалектич.знаками(консонант), силабическое- слоговое
Финикийцы познаком.греков со своим семитским письмом в 10в.
Классич.греч.алфавит - 24 буквы (17-7).
Метод бустрофедона (быка) - если первая строка пишется справа налево, то вторая - слева направо
Латин.алфавит 1 века - 23 буквы.Использ.в Италии(латины,этруски)
Кирилл и Мефодий направ.из Византии в Моравию перев. свящ.тексты.
=>первый письм.старослав.яз. 1708-10 - устранены дублетные буквы.
1735 - появ. Й; 13 букв исчезло. Я вместо Ѩ
Принципы :
- Многозначность в обозначении : (с - с (сон), с’ (сено), з (сбор), з’ (сделка), ш (сшить), ж (сжать))
- Деление букв по количеству обозначаемых звуков :
1) буквы, лишенные звукового значения(Ъ, Ь)
2) буквы, обозначающие два звука(я , ю , е , ё )
3) буквы, обозначающие один звук (остальные)
Однозначные(«ц»-только тв, «ч»- только мягк.)
и двузначные буквы (парн.по тв-мягк.)
- Слоговой принцип - в опред.случаях в качестве ед. письма выступает не буква, а слог.
Отсутствие в рус.алф. отдельн.букв для парных по тв-мягк согл.зв компенсируется наличием двояких начертаний гласн.зв.
а-ы - указ. на тв-сть предш.согл, я-и - на мягкость (рад - ряд, был - бил ). Т.е, без учета последующей буквы нельзя опред, тв. или мягк. явл. парн. по тв-мягк согл.звук.
Вопрос 1
«Предмет и задачи фонетики»
Основные понятия фонетики.
Вопрос 2
Речевой такт – Фонетическое слово – Слог – Речевой звук –
Вопрос 3
Слог –
Ударение Интонация –
Вопрос 4
Артикуляционные.
Вопрос 5
Вопрос 6
Вопрос 7
Вопрос 8
По уровню шума: По твёрдости и мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’] и т.д.
Вопрос 9
С акустической точки зрения
Вопрос 10
Слогораздел – граница между двумя слогами, следующими друг за другом в потоке речи. Проблема установления слогораздела возникает в случаях, когда в слове имеется стык согласных. В античном языкознании граница слога устанавливалась всегда после гласного. М. В. Ломоносов сформулировал правило, согласно которому в начале слога может быть только такое сочетание согласных, какое возможно в начале слова. Аванесов, понимавший слог как волну сонорности, утверждал, что в начале слога согласные могут располагаться лишь по принципу возрастающей звучности. Если же первый согласный более звучен, чем второй, то он отходит к предыдущему слогу. Изучение артикуляционно – акустических характеристик речевых последовательностей показывает, сто в русском языке фонетическая связь между начальным согласным и последующим гласным существенно теснее, чем связь между гласным и последующим согласным. Соответственно любое высказывание распадается на цепь открытых слогов независимо от качества сочетающихся согласных, места ударения, а также морфологических и межсловных границ.
Вопрос 11
«Ударение. Словесное ударение. Фонетическая природа русского ударения. Место ударения в слове»
Ударение – выделение каким – либо акустическим средством одного из компонентов речи: 1) Слова в составе фонетического слова – словесное ударение; 2) Слова в составе синтагмы – синтагменное ударение; 3) Синтагмы в составе фразы – фразовое ударение; 4) Какого – либо слова для подчёркивания его особого значения – логическое ударения.
Словесное ударение – вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического, слогового ударения. Словесное ударение может быть свободным. Свободное словесное ударение может выполнять как различительные, так и кульминативные и делимитативные функции.
Вопрос 12
«Смыслоразличительная функция русского ударения. Неподвижное и подвижное ударение. Клитики»
Смыслоразличительная функция – способность языковых средств служить для различения лексических единиц и высказываний. Смыслоразличительную функцию в русском языке могут выполнять звуки (смыслоразличительная роль звука) (дом - том), ударение (мУка - мукА), интонация (Это твой компьютер. – Это твой компьютер?)
Неподвижное и подвижное ударение. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т.е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например, в русском языке)
Клитика – слово, грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога. Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой – то одной части речи, либо к словоформам любой части речи последние называются транскатегориальными.
Вопрос 13
«Фразовое, тактовое и логическое ударение»
Фразовое ударение – это ударение, которое получает слово, как член предложения. В отличие от словарного ударения, которое имеют все слова, фразовое ударение получают только знаменательные части речи.
Тактовое ударение – это ударение в ритмической речи, оно проявляется через определённое количество слогов, создаёт музыкальность и ритм.
Логическое ударение – это интонационное выделение одного из членов предложения с целью подчёркивания его значимости.
Вопрос 14
«Интонация. Интонационные конструкции, их типы. Функции интонации: такто - и фразообразующая, смыслоразличительная, эмоциональная»
Интонация – совокупность просодических характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.
Интонационные конструкции – совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь разновидностью языкового знака, имеет план выражения и план содержания.
Вопрос 15
«Фонология. Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Понятие чередования»
Фонология – раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема.
Терминов фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка. Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделённые значением. Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка – морфем, слов и их форм – принципиально не возможно без фонем, из которых строятся их означающие.
Чередование – парадигматическое отношение между единицами одного уровня языка, состоящее в их способности заменять друг друга на одном и том же месте в структуре единицы более высокого уровня в определённых синтагматических или парадигматических условиях.
Вопрос 16
«Типы чередований: позиционные, фонетические и исторические. Параллельные и пересекающиеся чередования»
Позиционные чередования – чередование звуков, всецело зависящее от фонетических условий (от изменения фонетической позиции звука в слове). Иногда позиционное чередование называют позиционной меной звуков.
Фонетические чередования – чередования, обусловленные действующими в языке фонетическими закономерностями: изменение звучания связано с позицией звука ‘не меняет состава фонем в морфеме. Чередование ударных и безударных гласных, чередование звонких и глухих согласных.
Исторические чередования - чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка.
Параллельные чередования – п ри параллельном чередовании ударных гласных образуются вариации основных гласных фонем, различающиеся между собой в зависимости от положения в слове и от положения по отношению к согласным звукам.
Пересекающиеся чередования – чередование гласных не верхнего подъёма, связанное с метом гласного звука по отношению к ударению.
Вопрос 17
«Система фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем и звуков. Фонологические школы»
Система фонем. Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.
Интегральные признаки - это такие признаки звуков, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Интегральные признаки несамостоятельны, они обусловленные. Гласные верхнего и среднего подъема могут быть лабиализованными и нелабиализованными, здесь есть выбор признака. Гласные нижнего подъема обязательно нелабиализованные. Здесь выбора признака нет: интегральный признак обусловлен дифференциальным.
Фонологические школы
Научные школы в фонологии XX века, принципиально различающиеся пониманием фонемы:
1) Ленинградская фонологическая школа (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко) – школа, развивающая идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ ("фонема – психический эквивалент звука") и Л.В. Щербы ("фонема – звуковой тип"), выдвигаящая на первое место акустико-артикуляционную сторону фонемы и рассматривающая фонему как относительно самостоятельную (самодостаточную) единицу языка;
2) Московская фонологическая школа (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский, М.В. Панов) – школа, развивающая идею И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме как "подвижном компоненте морфемы" и рассматривающая фонему как строевую единицу в составе морфемы;
3) Пражская фонологическая школа (Н.С. Трубецкой, Р. Якобсон) – школа, рассматривающая фонему как "пучок дифференциальных признаков", выдвигающая на первое место внутрисистемные отношения между фонемами.
Вопрос 18
«Фонетические чередования звуков русского языка. Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседства мягких и твёрдых согласных и от положения по отношению к ударению»
Фонетические чередования могут образовывать пересекающиеся ряды, имеющие общие члены, либо параллельные ряды, не имеющие общих членов. Фонетические чередования в области гласных обусловлены положением под ударением или без ударения, фонетические чередования в области согласных связаны с изменением глухих-звонких шумных согласных перед шумными и в конце слова, твердых-мягких согласных перед [э].
фонетические можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания.
Вопрос 19
«Фонетические чередования согласных звуков, различающихся по глухости и звонкости, твёрдости и мягкости, месту и способу образования»
Вопрос 20
«Фонологическая система русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Подсистема гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Подсистема согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем»
Вопрос 21
«Исторические изменения в фонетике. Фонетические процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция»
На известном памятнике Петру Первому в Ленинграде есть надпись: «Петру Перьвому Екатерина Вторая». Перьвому - это не ошибка: так говорили в XVIII в. Мягкий звук [р"] произносили и в таких словах, как: се[р"]п, ве [р"]ба, уще[р"]б, ве[р"]х, четве[р"]г, зе[р"]кало, це[р"]ковь. Мягкость [р"] была здесь не случайна. Мягкость [р"] была обязательной в положении после [е] перед губным или заднеязычным согласным.
Всякий живой язык характеризуется непременной особенностью - он изменяется.
В современном русском языке в сочетаниях двух мягких согласных первый отвердевает. Это отвердение очень медленное, оно сначала осуществляется в одних сочетаниях, потом в других, в одних словах раньше, в других - позднее.
Исследователи русского языка конца XIX - начала XX в. отмечали, что в литературном языке той эпохи губные согласные перед мягкими заднеязычными тоже произносились мягко: я[м"]ки, ла[ф"]ки (лавки). Сейчас такое произношение полностью ушло из литературного языка и его можно встретить только в диалектах.
Современные фонетические чередования - свидетельство происходивших некогда в языке звуковых процессов. Например, в русском языке чередование звонких согласных с глухими на конце слова и перед глухими: зу[б]ы- зу[п] -зу[п]ки, боро[д]а - боро[т] - боро[т]ка, . Такое чередование сложилось в результате того, что звонкие на конце слова и перед глухими оглушились.
Фонетический процесс заканчивается, когда ему уже не на что распространяться. Тогда на смену фонетическому процессу приходит фонетическое чередование.
Редукция - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам.
Аккомода́ция - один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. А. может быть прогрессивной или регрессивной.
Ассимиляция - в фонетике уподобление соседних звуков один другому.
Диссимиля́ция - в фонетике и фонологии под диссимиляцией понимают процесс обратный ассимиляции, то есть два или более одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше.
Вопрос 22
«Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. «старшая» и «младшая» нормы. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения»
Орфоэпия - раздел языкознания, изучающий правила устной речи.
Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Известно немало случаев, когда гласные и согласные в разговорной речи меняются с глухих на звонкие, и наоборот. Например, произносят муз[э]й, а следует говорить муз[е]й, или компьютер с мягким [т] вместо твердого.
Старшая и младшая нормы
В русской орфоэпии различают «старшую» и «младшую» нормы в произношении отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.
Стили произношения
Произносительный стиль книжной речи отличается строгим сохранением исторически сложившихся норм, тенденцией к устранению произносительных вариантов. В разговорном стиле, нейтральном со стилистической точки зрения, отсутствует столь выраженное стремление к безупречному произношению и возможны произносительные варианты (ср. рус. просят - [пpо́с’ут] и [про́с’ът]). Может быть выделен и сниженный, просторечный стиль. Книжный и просторечный стили охватывают не всю лексику языка, а лишь некоторый её круг: для книжного стиля его составляют слова, относящиеся к сферам науки, техники, искусства, политики, для просторечного - лексика, принадлежащая к сферам быта, обиходной жизни. Охват двух названных стилей также неодинаков у разных носителей языка.
Вопрос 1
«Предмет и задачи фонетики»
Фонетика – это раздел языкознания, в котором изучается звуковая система вещания. Итак, предметом изучения фонетики являются звуки речи: их природа, сочетаемость, закономерные изменения звуков в речевом потоке и их обусловленность. Задача фонетики – изучить общие закономерности создания звуков, их классификацию, охарактеризовать звуковые изменения, определить другие фонетические единицы – состав и ударение. Звук – это мельчайшая единица речи, материальная оболочка слов. Отдельно взятый звук не имеет какого – либо значения, он его приобретает лишь в составе слов и морфем, выполняя функцию распознавания их значений. Фонетика имеет важное значение. Знание процессов создания звуков, их свойств, закономерностей сочетаемости – одна из предпосылок повышения культуры устной речи. Фонетика тесно связана с другими языковедческими дисциплинами: графикой, орфографией, орфоэпией, а также лексикой, морфологией, синтаксисом и стилистикой. Основные понятия фонетики.
Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются. Основные фонетические единицы. Звук речи – это минимальная единица цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определёнными фонетическими свойствами. Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он не имеет никакого значения. Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части: 1) дыхательный аппарат (лёгкие, бронхи, трахея), который создаёт необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т.е. язык, губы; 4) Головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата. Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные. В зависимости от участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.
Вопрос 2
«Сегментные и суперсегментные фонетические единицы» Линейные единицы ещё называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагменты. Но в результате членения звукового потока выделяются и другие, уже не предельные единицы, которые названы суперсегментными. Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Если суперсегментные единицы безотносительны к выражению смысла, они все же обладают своей артикуляционно – акустической спецификой. Артикуляционно – акустические характеристики суперсегментных единиц называют ПРОСОДИЯ.ПРОСОДИЯ – совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи.Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегмент речевого потока. Фраза – самая крупная фонетическая единица. В языкознании отрезок речи с законченной интонацией. Фразы отделяются друг от друга паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью. Интонационно предложение состоит из одной или нескольких фраз. Иногда считают, что фраза может состоять из нескольких предложений.Речевой такт – это часть фразы, выделяемая ритмико – интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт – понятие интонационное, выдыхательная группа – понятие физиологическое, синтагма – понятие семантико – синтаксическое.Фонетическое слово – самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, иначе говоря, клитиками, для которых самостоятельное слово выступает опорным.Слог – это минимальная фонетико – фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико – артикуляционной слитностью своих компонентов, т.е. входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые.Речевой звук – звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. Наука о звуках речи называется фонетикой.
Вопрос 3
«Слог, ударение, интонация как суперсегментные единицы»
Слог – наименьшая произносительная единица языка, то есть наименьшая единица речевой цепочки. Слогообразование: гласные, сонорные, шумные. В слоге должен быть либо один гласный, либо один сонорный. Типы слогов: прикрытые (начинаются с согласного), неприкрытые (начинаются с гласного), открытые (оканчиваются на гласный звук), закрытые (оканчиваются на согласный звук). Ударный слог – в русском языке слог более длительный, чем остальные, более напряжённый, более низкий, чем остальные. По отношению к ударному слогу различают предударные и заударные слоги.
Ударение может быть мелодическим, акцентным и тоническим. Способы выделения ударного слова: более громкое, низкое и долгое произношение – придаёт речи экспрессивный характер, возможны также оттенки плаксивости, подвывания. При этом существует зависимость силы, длительности ударного слога. У каждого гласного есть свой порог. Гласные, произносимые выше порога, обычно воспринимаются как ударные. Интонация – различное соотношение изменений высоты тона и других акустических компонентов, служащих для выражения смысловых и эмоционально – стилистических различий высказываний. В интонации следует различать 2 аспекта: - Коммуникативный: интонация представляет собой средство выражения смысловой стороны речи. Оно сообщает, является ли высказывание законченным. – Стилистический: интонация – средство стилистического выражения эмоций.
Вопрос 4
«Акустические и артикуляционные характеристики звуков» Акустические. Общей теорией звука занимается акустика. Звук речи, как и всякий другой звук, физическое явление, представляет собой колебательное движение, передаваемое через упругую среду и воспринимаемое человеческим ухом. Колебания физического тела, например, голосовых связок, могут быть ритмичными упорядоченными, в результате этого возникают звуки определённой устойчивой частоты, или тоны. Наряду с этим колебания бывают неравномерные, неупорядоченные, им соответствуют шумы, иногда тон и шум объединяются в один тоно – шумовой звук. В языковых звуках тоны возникают при колебании голосовых связок в гортани, а также при ответных колебаниях воздуха в надгортанных полостях. Так в основном рождаются гласные, тогда шумы возникают в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. К шумам относятся глухие согласные. Звук также характеризуются длительностью, или долготой, т.е. продолжительностью данного звука с его количеством колебаний во времени. Классификация звуков речи по акустическим характеристикам Гласные: по длительности – долгие и краткие. Согласные: по соотношению тона и шума – сонорные и шумные (звонкие и глухие)
Артикуляционные.
Работа органов речи по производству звуков называется артикуляцией. В артикуляции 3 этапа: приступ, выдержка и отступ. Физиологический элемент артикуляции и называется кинемой. По отсутствию или наличию преграды на пути струи воздуха, по напряжённости органов речи и по силе воздушной струи все звуки делятся на гласные и согласные, а согласные в свою очередь – на сонорные и шумные; а шумные ещё – на звонкие и глухие. Иногда один звук производится двумя артикуляциями: есть звуки дифтонги и трифтонги. В целом биологическая сторона звуков определяется местом их образования, т.е. участием тех или иных органов речи, а акустическая – способом работы этих органов. Все языки имеют в своей структуре звуки с особой артикуляцией. Место образования согласных звуков определяется теми органами речи, которые участвуют в артикуляции. Например, губно – губные, губно - зубные, язычные, среди них: переднеязычные зубные, переднеязычные нёбные, среднеязычные и заднеязычные. По способу образования русские согласные звуки характеризуются так: щелевые, смычные, смычно – проходные
Вопрос 5
«Классификация гласных звуков по месту и степени подъёма языка, по наличию или отсутствию лабиализации» По степени подъёма языка: верхний подъём – [и],[ы],[у]; средний подъём – [э],[о]; нижний подъём – [а] По наличию или отсутствию лабиализации: лабиализованные – [о], [у]; нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а]
Вопрос 6
«Классификация согласных звуков по месту образования» Губно – губные: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]; губно – зубные: [ф],[ф’],[в],[в’]; переднеязычные: кончик языка вверху – [т],[д],[н],[л],[л’],[р’],[р],[ш],[ж],[щ],[ч]; кончик языка внизу: [т’],[д’],[н’],[с],[с’],[з],[з’],[ц]; заднеязычные – [к],[к’],[г],[г’],[х],[х’]
Вопрос 7
«Классификация согласных звуков по способу образования» Смычно – взрывные: [п], [п’],[б],[б’],[т],[т’],[д],[д’],[к],[к’],[г],[г’]; смычно – проходные: [м],[м’],[н],[н’],[л],[л’]; щелевые: [ф][ф’][в][в’][с][с’][з][з’][ш][ж][щ][j][х][х’]; смычно – щелевые: [ц],[ч]; дрожащие: [р][р’].
Вопрос 8
«Классификация согласных звуков по уровню шума, участию или неучастию голоса в образовании звука, по твёрдости - мягкости»
По уровню шума: сонорные: [р], [л],[м],[н],[j]; шумные: [б],[в],[г],[д],[ж],[з],[к],[п],[с],[т],[ф],[х],[ц],[ч],[ш]; По отсутствию или наличию голоса: звонкие: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з];глухие: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч‘]; По твёрдости и мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’] и т.д.
Вопрос 9
«Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Различные теории слога. Типы слогов»
C артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком. С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, её звучание. С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности.
Вопрос 10
«Слогораздел в русском языке»