Сочинение «Сила творчества Владимира Высоцкого. В помощь школьнику б) свобода поэтической фантазии
Владимир Высоцкий стал легендой советских музыки, театра и кинематографа. Песни Высоцкого стали классикой и неоспоримыми вечными хитами. Его творчество очень сложно классифицировать, так как он выходит за рамки и расширяет их. Обычно Высоцкого относят к бардовской музыке, но при этом его манера исполнения и тематика текстов совершенно отличались от принятых в бардовской среде. Сам музыкант тоже открещивался от этого движения.
Первый каналДетство и юность
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в огромной коммуналке. Отец поэта – бард и актер, уроженец Киева, ветеран ВОВ, а мама - переводчик-референт. Когда началась война, Владимиру Семеновичу было всего четыре года, поэтому мама приняла решение уехать с сыном в Оренбургскую область. Там Высоцкий жил около двух лет, а после эвакуации семья вернулась обратно в Москву.
Спустя два года по окончанию войны родители разошлись. В девятилетнем возрасте Владимир Высоцкий попал в оккупированную послевоенную Германию, поэтому его детство нельзя назвать радужным, в отличие от сверстников, находящихся в столице СССР. Будучи в Германии, Володя посещал уроки игры на фортепиано. Его мама вышла замуж во второй раз, с отчимом Высоцкий был в непростых отношениях. Родной отец также женился во второй раз, но с мачехой у музыканта сложились отношения лучше.
Kulichki.com
Вернулся в Москву молодой поэт в 1949 году, поселившись с отцом и его женой. Именно там состоялось знакомство Высоцкого с музыкой, а точнее, с веселой молодежью 50-х годов, которая подтолкнула его к пению. Первые аккорды Владимира Семеновича – это мотивы блатной романтики, популярное направление для тех, чье детство прошло в период войны. По вечерам компании собирались, чтобы поиграть на гитаре песни о Колыме, Воркуте и Мурке. Тогда у Владимира Высоцкого начался серьезный роман с гитарой.
В возрасте 10-ти лет Владимир Семенович начал посещать драматический кружок. Тогда он еще не совсем понимал, что его будущее принадлежит театру. Окончив школу, Высоцкий поступил в московский строительный, но через полгода осознал, что попал «не туда» и бросил учебное заведение.
Humus.livejournal.com
По легенде, Владимир сделал это внезапно и достаточно эксцентрично. Всю новогоднюю ночь будущий актер вместе с однокурсником провели за подготовкой к сессии, делали чертежи, без которых нельзя было получить допуск к экзаменам. После нескольких часов кропотливой работы чертежи были готовы – и тут Высоцкий схватил со стола банку туши и вылил на свой лист. Владимир понял, что больше не может находиться в этом учебном заведении, а оставшиеся полгода решил потратить на подготовку к новому поступлению.
После этого молодой харизматичный парень поступил во МХАТ и уже через три года дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле «Преступление и наказание». Затем Владимир Семенович сыграл первую небольшую роль в киноленте «Сверстники».
Театр
После выпуска со школы-студии МХАТ Высоцкий поступил на работу в театр им. Пушкина. Вскоре актер ушел в Театр миниатюр, играя там в маленьких эпизодах и массовке, что большого энтузиазма не вызывало. Были также неудачные попытки пробиться в театр «Современник».
РИА Новости
В итоге по душе Владимиру Семеновичу пришелся Театр на Таганке, в котором до самой смерти он и трудился. Здесь Высоцкий примерил образы Гамлета, Пугачева, Свидригайлова и Галилея. Вместе с Театром на Таганке актер много гастролировал, он практически объехал весь мир, выступал во Франции, Польше, Германии, Венгрии и Болгарии, несколько раз смог съездит в США, побывал в Мексике, Канаде и на Таити.
Музыка
Тексты к песням Владимир Высоцкий писал сам. Первые стихи Высоцкий написал еще в школе. Стихотворение «Моя клятва» молодой поэт посвятил Сталину и в лирической манере скорбел о смерти вождя. Первой песней сам Высоцкий называет «Татуировку», которая была исполнена в Ленинграде в 1961-м году. Эта песня начала в творчестве поэта цикл дворовых, «блатных» произведений.
Несмотря на заявления самого исполнителя, существует другая его песня, датированная годом раньше. Эта песня называется «49 дней». Она написана о подвиге российских солдат, которые дрейфовали по Тихому океану. Стихи были посвящены благородной теме, но это не заставило Высоцкого полюбить свое творение. Он называл эту песню пособием для халтурщиков и отзывался о ней очень негативно. По мнению автора, можно насочинять множество таких стихов, просто открыв рубрику актуальных событий в любой газете и переписав фамилии. Для поэта было важно пропускать творчество через себя, поэтому «халтурную» песню «49 дней» он не признавал.
Авторское вдохновение Владимир Высоцкий черпал у , которого до последнего дня своей жизни считал своим наставником. «Песня о Правде и Лжи» была посвящена именно ему. Писать музыку и тексты песен актер начал в 60-х годах. Первые слушатели не оценили «дворовые» мотивы музыканта, да и самому Высоцкому они не особо нравились. Как музыкант Владимир Семенович созрел немного позже. В 1965 году песня «Подводная лодка» стала знамением того, что юношеское творчество раннего поэта закончилось. Позже актер писал песни для кинолент, в которых снимался сам и принимал активное участие в их создании.
Rock Cult
В 1968-м году вышла первая грампластинка с авторскими песнями Высоцкого. Это был сборник его песен к кинофильму «Вертикаль», включая впервые прозвучавшую в этой картине, а позже ставшую одной из визитных карточек музыканта «Песню о друге».
В 1975-м году впервые, и, как потом оказалось, в последний раз, в официальном советском сборнике было опубликовано стихотворение Высоцкого. Посчастливилось стиху «Из дорожного движения». В этом же году музыкант записал новую пластинку «В.Высоцкий. Автопортрет». Это был крупный сборник, с авторскими отступлениями перед каждой песней и аккомпанементом на трех гитарах. Но запись вышла лишь частично и только после смерти автора.
В 1978-м году Владимир Высоцкий получил высшую категорию вокалиста-солиста эстрады. Это показало, что Министерство культуры признает творчество Высоцкого и готово признать его профессиональным исполнителем.
ТВ Центр
В 1979 году музыкант много гастролировал, он выступил в Нью-Йорке и Торонто. Песни Высоцкого настолько впечатлили слушателей, что в законопослушной Америке в том же году без разрешения самого певца вышла пиратская запись концерта с перепутанным порядком композиций.
В этом же году Владимир Высоцкий поучаствовал в создании известного самиздатного альманаха «Метрополь». Это было неподцензурное издание, сборник текстов тех авторов, которые не могли печататься официально. Всего вышло 12 экземпляров, но один из них кто-то смог нелегально вывезти в США, где альманах был опубликован официально.
Высоцкий продолжал гастролировать. Во Франции он познакомился с цыганским музыкантом, в дуэте с которым исполнил множество песен и романсов. Певцы планировали записать пластинку, но Владимир не успел этого сделать.
В последние годы жизни артист не переставал давать концерты. Он выступал в Ленинграде, Калининграде и Москве, продолжал играть Гамлета в Театре на Таганке.
В репертуаре музыканта и поэта более 600 песен, а также около 200 стихов. Его концерты посещали толпы поклонников. Творчество Владимира Высоцкого по сей день не теряет актуальности. Музыкант дал больше полутора тысяч концертов по всему миру. Еще при жизни Высоцкий выпустил 7 собственных альбомов и 11 сборников песен других музыкантов в его исполнении.
Точную дискографию всех альбомов и сборников, в которых участвовал Высоцкий, создать практически невозможно, так как их издавали в разных странах, изымали из продажи, переписывали. После смерти Высоцкого его песни продолжали выходить на пластинках.
Фильмы
В биографии Владимира Высоцкого в равной степени переплетались театр, кино и музыка. Свою первую, эпизодическую роль в фильме «Сверстницы» Высоцкий сыграл еще во время учебы во МХАТе. Но по-настоящему кинематограф открыл Владимира Семеновича как актера в 1961 году, после съемок в киноленте «Карьера Димы Горина». Потом последовал «713-й просит посадку» и другие фильмы. Но главных ролей так и не было, Высоцкий начал злоупотреблять алкоголем. Это многое перевернуло в худшую сторону.
Серьезный успех настал только в 1967-ом с выходом фильма «Вертикаль», к которому он написал все песни. О Высоцком тут же узнала вся страна, одновременно и как об актере, и как о музыканте.
Песни Высоцкого были раскритикованы в ЦК КПСС и подчиненной прессе. Высоцкий не мог этого проигнорировать и после едкий статей на тему, о чем поет Высоцкий, направил в Центральный Комитет письмо, где назвал эту критику резкой и бездоказательной.
Кумир миллионов Владимир Высоцкий стал презренным советской власти. Ему часто отказывали в ролях, а песни не выходили в эфир, поэтому на протяжении 70-х годов актер мало снимался. В Театре на Таганке его то увольняли за пьянство, то снова утверждали на главные роли. Высоцкий несколько раз чуть ли не «загремел» на тот свет из-за слабого сердца, переутомления и продолжительных запоев. Но в то же время, именно в этот период Высоцкий сыграл своего Гамлета, который запомнился миллионам. Самую сложную и притягательную роль Владимир воплотил в своей особой манере и бесконечно талантливо.
На телевидении вышла эстонская передача, посвященная Высоцкому, «Парень с Таганки». Это было первое появление артиста на телевидении не в художественном фильме. Об актере много писали и снимали. О нем вышла статья в журнале «Театр», позже Высоцкого позвали выступить на французском телеканале, где он исполнил свою биографическую «Балладу о Любви». Но по Центральному телевидению ни одно интервью или концерт Владимира Высоцкого при его жизни показаны не было. Иногда были попытки записать интервью для Центрального телевидения. Например, Высоцкий беседовал с Валерием Перевозчиковым, но впоследствии пленку с передачей смыли, не оставив ничего, кроме небольшого финального фрагмента на несколько минут.
Знаковой ролью для Владимира Высоцкого стала работа в многосерийной картине «Место встречи изменить нельзя», где актер сыграл «своего» любимого героя – Глеба Жеглова, а также выступил в роли режиссера. В этой киноленте песни Владимира Семеновича не звучат, хотя изначально он изъявлял такое желание. Тогда режиссер был против такой креативности, так как, по его мнению, харизматичный Высоцкий мог затмить образ своего героя.
Владимир Высоцкий очень хотел сняться в американском фильме «Красные». Он записал видеообращение к Уоррену Битти, который должен был стать режиссером фильма. Но запись в США так и не дошла.
Личная жизнь
Когда Владимир Семенович учился на первом курсе МХАТа, он познакомился с сокурсницей , которая в итоге стала его первой женой в 1960 году. Брак не продлился долго, супруги часто ссорились и, не прожив вместе и года, развелись.
Второй женой актера стала . Они познакомились через год после развода Владимира Семеновича с первой женой. В этом браке Абрамова подарила музыканту двоих детей, что не смогло спасти семью, и уже в 1968 году пара также разошлась. Оба сына Высоцкого впоследствии тоже стали артистами и связали свою жизнь с кино. Младший сын, управляет Государственным культурным центром-музеем В.С. Высоцкого.
Woman.ru
В третий раз Высоцкий женился на , которую впервые увидел в киноленте «Колдунья» и сразу влюбился в актрису. Многие годы музыкант мечтал о красивой женщине, пересматривая картину с ее участием. Их знакомство все-таки свершилось. Однажды, после просмотра спектакля Высоцкий посетил ресторан, где как раз отдыхала Влади. Тогда мужчина прямиком направился к ней, взял за руку и долгое время не сводил с Марины глаз. В 1970 году Влади и Высоцкий поженились.
Личная жизнь Владимира Высоцкого тогда перевернулась, осуществилась его давняя мечта. Так продолжалось 10 лет, до самой смерти музыканта. На протяжении этого срока Марина Влади оставалась для актера не только любимой женщиной, опорой, но и главной музой.
AdMe.ru
Но и в этой семье все было не так гладко. У Высоцкого была скандальная репутация, о нем и его женщинах ходило множество слухов. Уже в наше время в биографии «Высоцкий. Спасибо, что живой» рассказывается о романе артиста с некой Татьяной Ивлевой в последние годы жизни. Девушки с таким именем никогда не существовало, но это вовсе не значит, что знаменитого музыканта оболгали и приписали женатому мужчине несуществующую любовь на стороне.
Последней любовью Высоцкого стала студентка Оксана Афанасьева. Он влюбился случайно и с первого взгляда. Как позже рассказала, Оксана он стал ее первой и, наверное, единственной настоящей любовью. Разница между влюбленными была больше 20-ти лет. Оксана была дочкой известного литератора, поэтому не испытывала никакого трепета перед известными личностями, гораздо больше она боялась, что для популярного музыканта с репутацией алкоголика и бабника она станет только развлечением. Но это были настоящие чувства с нежными ухаживаниями и восхищением.
Woman.ru
Жена Высоцкого в это время жила своей жизнью в Париже, но знала о любовнице мужа. Оксана даже переселилась в квартиру к Владимиру, она знала, что тот женат, но воспринимало это как что-то далекое и не значимое. Музыкант изменял и ей. Владимир Высоцкий не скрывал своих отношений, открыто знакомил девушку со своими друзьями и коллегами.
Смерть
Владимир Высоцкий, несмотря на уверенный вид и высокий рост, не отличался крепким здоровьем. Сложно сказать, были ли к этому врожденные предпосылки или роль сыграла склонность артиста к алкоголю. Высоцкий курил по пачке сигарет в день и много лет был зависим от алкоголя. Он был творческой личностью, но его произведения постоянно критиковали, давили и откладывали. При всем при этом он помог бросить или хотя бы закодироваться многим своим известным друзьям. Он ловил их по городу в периоды обострений, уговаривал, давал привезенные Мариной из Франции таблетки. Так он вытащил по меньшей мере Даля и Ливанова. Многие знакомые музыканта утверждают, что в последние годы жизни и сам Высоцкий перестал употреблять алкоголь.
HitGid
Тем не менее, долгое время у Высоцкого были проблемы с сердцем и дыханием
Первый серьезный приступ произошел в 1969-м году. У Высоцкого пошла кровь горлом, скорую вызвала испуганная жена. По началу, врачи даже отказались госпитализировать музыканта, считая его случай смертельным, но Влади перегородила им дверь и угрожала дипломатическим скандалом. Высоцкого спасла настойчивость жены и то, что медики узнали известного певца и актера. Операция длилась 18 часов.
Алкогольная зависимость имела свои последствия, вызывая болезни почек и сердца. Врачи пытались бороться с особо тяжелыми состояниями веществами наркотического ряда. Неизвестно стало ли это причиной зависимости или музыкант сам решил, что наркотики помогут ему отказаться от алкоголя и справиться со своей болезнью, но факт остается фактом: к середине 70-х у Высоцкого развилась наркозависимость. Он постоянно увеличивал дозы морфия и амфетамина, к 1977-му Высоцки уже не мог жить без ежедневного употребления наркотических веществ. На тот момент музыкант уже был обречен, попытки лечение не возымели действия и Высоцкому предсказывали смерть в течение нескольких лет либо от передозировки, либо от абстиненции.
ThePlaCe.ru
В 1979 в Бухаре Высоцкий возможно пережил клиническую смерть. Биографы до сих пор спорят насчет этого факта.
25 июля 1980 года Владимир Семенович Высоцкий скоропостижно скончался. Смерть наступила во сне в квартире, где проживал музыкант. Артист метался по комнате и сказал матери, что знает, что умрет в этот день. Он уснул только после укола успокоительного и умер во сне.
По просьбе близких вскрытие не проводилось, поэтому точная причина смерти Высоцкого так и не установлена. По нескольким источникам можно предполагать, что поэт, музыкант и талантливый актер умер от инфаркта миокарда или от асфиксии вследствие передозировки седативными средствами.
Друзья и супруга признавали, что Высоцкого убили наркотики, но опосредовано, передозировку никогда не упоминают в качестве вероятной причины смерти.
Русский Курьер
В газетах и по телевидению практически не афишировали смерть Владимира Высоцкого. Это произошло не столько из-за того, что он был неугодным власти поэтом, сколько из-за самой даты смерти. Высоцкий умер во время летней Олимпиады в Москве. Никто не хотел портить такое крупное международное событие некрологом. Сообщение о смерти актера вывесил в окошке кассы Театр на Таганке, и вокруг театра практически мгновенно собралась огромная толпа. Никто из купивших билеты на несостоявшиеся выступления Высоцкого не сдал их.
Информация о похоронах активно замалчивалась, но на прощание с музыкантом, казалось, пришел весь город. Как позже описала это Марина Влади, так не хоронили даже королей. Чтобы попасть на Ваганьковское кладбище гроб с Высоцким должен был проехать мимо Кремля. Официальные власти попытались смыть цветы и сбить портрет, чтобы не было видно, кого несут через центр Москвы, но до этого тихо скорбящая толпа грудь встала на защиту процессии. Люди зонтиками закрывали цветы, кричали на полицейских. Фотографии этого беспорядка обошли весь мир.
Русский Курьер
Для того, чтобы великого музыканта могли похоронить недалеко от входа, директору кладбища пришлось пожертвовать своей должностью. Могила Высоцкого оказалась просто завалена цветами. Поклонники гения не забывали о нем многие годы. До сих пор многие почитатели Высоцкого посещают его последнее пристанище и оставляют цветы. В 1985-м году стандартное надгробие сменил памятник музыканту. Статуя перекликается с его песней «памятник» и изображает человека, пытающегося вырваться из каменной оболочки и из цепей творческих канонов.
Фильмография
- Сверстницы
- Карьера Димы Горина
- Живые и мёртвые
- Война под крышами
- Служили два товарища
- Четвёртый
- Бегство мистера Мак-Кинли
- Знаки зодиака
- Их двое
- Место встречи изменить нельзя
Владимир Семенович Высоцкий (25.1.1938, Москва - 25.VII.1980, Москва) - выдающийся русский поэт и актер, стихи - песни которого в его собственном исполнении получили поистине всенародное признание, хотя при жизни его произведения на родине практически не издавались.
Раннее детство и годы юности Высоцкого связаны с Москвой. Отец его - Семен Владимирович - кадровый офицер, прошедший всю Великую Отечественную войну от начала и до последнего дня. Мать Нина Максимовна работала переводчиком. В 1941–1943 годах Володя с матерью был в эвакуации в Оренбургской области, после войны, вместе с отцом и его второй женой Евгенией Степановной, два года жил в Германии и в 1949 г. возвратился в Москву.
Большую роль в формировании интересов, проявлении и реализации актерского и поэтического призвания Высоцкого уже в школьные и последующие годы сыграл круг его общения - близкие друзья, в число которых входили такие незаурядные и выдающиеся творческие личности, как Л. Кочарян, А. Макаров, В. Абдулов, А. Тарковский, В. Шукшин и другие, регулярно встречавшиеся в доме «на Большом Каретном».
В 1955 г. Владимир заканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно - строительный институт, но, проучившись там полгода, уходит из института и вскоре становится студентом Школы - студии МХАТ, по окончании которой в 1960 г. работает в Московском драматическом театре иМ.А. С. Пушкина, снимается в эпизодических ролях в кинофильмах «Карьера Димы Горина», «713–й просит посадку», «Живые и мертвые» и др.
В 1964 г. Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, с которым связана вся его дальнейшая актерская деятельность. Он играет сначала в эпизодах, а затем и в заглавных ролях в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Антимиры», «Павшие и живые», «Послушайте», «Пугачев», «Жизнь Галилея», «Гамлет» и др.
В те же годы он создает ряд ярких кинематографических образов в фильмах «Служили два товарища» «Хозяин тайги», «Место встречи изменить нельзя» «Маленькие трагедии», «Короткие встречи», «Интервенция». Два последних, снятые еще в 1967–1968 годах, надолго были положены «на полку» и вышли на экран десятилетия спустя, во второй половине 80–х годов.
Параллельно с работой в театре и кино, нередко в непосредственной связи с нею В. Высоцкий ярко раскрывает свое поэтическое дарование, создает многочисленные и получившие широчайшую известность стихи - песни, отвечавшие духовным запросам людей, потребностям времени.
О рождении нового жанра «авторской песни», своеобразии этого художественного феномена у Высоцкого свидетельствуют его собственные слова, а также высказывания и характеристики современников. В своих выступлениях Высоцкий неоднократно подчеркивал отличие авторской песни от эстрадной, а с другой стороны - от «самодеятельной», считая, что в основе первой всегда лежит собственное, оригинальное поэтическое творчество, неотделимое от сугубо индивидуального, авторского, «живого» исполнения, выявляющего тончайшие смысловые и музыкально - ритмические оттенки стихов.
В 1980 г. на одном из концертов он говорил: «…когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить еще музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам». Что же касается специфики песенного творчества В. Высоцкого, то, по верному замечанию. Р. Рождественского, он создавал «песни - роли», органически вживаясь в образы персонажей - героев его стихотворений. Может быть, одно из самых удачных определений этой специфики принадлежит перу актрисы Театра на Таганке Аллы Демидовой: «Каждая его песня - это моноспектакль, где Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем». И - надо непременно добавить: прежде всего - поэтом.
Судьба поэтического наследия В. Высоцкого складывалась очень непросто. Несмотря на поистине всенародную известность и широчайшую популярность его песенного творчества в нашей стране и за ее пределами, на миллионные «тиражи» записей его песен в «магнитиздате», переполненные залы на его концертах, - при жизни поэта в Союзе было издано одно - единственное стихотворение «Из дорожного дневника» в сборнике «День поэзии 1975» и всего несколько песен появилось на мини - дисках в грамзаписи.
О том, какие трудности приходилось преодолевать поэту, наталкивавшемуся на глухое сопротивление разного рода официальных «инстанций», стоявших на его пути к читателю, слушателю, зрителю, пишет Марина Влади в книге «Владимир, или Прерванный полет», построенной как обращение, разговор, письмо к любимому человеку:
«Твои концерты отменяются иногда прямо перед выходом на сцену, чаще всего под предлогом твоей болезни, что приводит тебя в бешенство: тебе не только запрещают петь, но сваливают на тебя же вину за сорванный концерт. Твои песни для фильмов, прошедшие цензуру, все же «не пускают» как раз перед премьерой, и картина становится увечной. Тексты, неустанно посылаемые в Главлит, неизменно отсылаются обратно с преувеличенно вежливыми сожалениями. На нескольких маленьких пластинках, появившихся за двадцать лет работы, записаны самые безобидные песни, отобранные из более чем 700 текстов. Полное молчание по радио, телевидению и в газетах, а между тем в стране нет, пожалуй ни одного дома, где почти каждый день не слушали бы Высоцкого».
Уже после смерти поэта одна за другой стали появляться публикации его произведений в периодике, а затем и отдельные книги: «Нерв» (два издания: 1981 и 1982), «Кони привередливые» (1987), «Избранное» (1988), «Четыре четверти пути» (1988), «Поэзия и проза» (1989), «Сочинения: В 2–х т.» (с 1990 по 1995 выдержало семь изданий) и ряд других. В 1993 г. начало выходить Собрание сочинений в 5–ти томах.
За последние два десятилетия опубликован ряд книг Высоцкого за рубежом - в Польше, Болгарии, Чехословакииии, Германии, Франции, США и других странах. Так, первое трехтомное собрание сочинений было издано в 1988 г. в Нью - Йорке, а в 1994 г. в Германии вышло собрание его сочинений в семи томах, восьми книгах.
И если при жизни, еще в 60–е годы Высоцкому приходилось встречать в печати предвзятые и несправедливые оценки его произведений (характерны названия статей в «Комсомольской правде» и других центральных и периферийных газетах: «Что за песней?», «О чем поет Высоцкий?», «С чужого голоса» и т. п.), то после его смерти, за исключением отдельных печально известных, крайне недоброжелательных выступлений авторов журнала «Наш современник», творчество поэта находит объективное и разностороннее освещение.
В сфере мемуаристики, несомненно, важное место заняли воспоминания родителей поэта, друзей его юности, товарищей по работе в театре и кино. Среди них особенно значимы и интересны книги Аллы Демидовой, Валерия Золотухина, Вениамина Смехова, ряд коллективных сборников. О творчестве поэта, вслед за статьями Ю. Карякина, С. Кормилова, Н. Крымовой, В. Толстых, появились содержательные книги Вл. Новикова и Н. Рудник, сборники научных статей (см. Библиографию в конце главы). Общая тенденция в литературе о поэте: от первых эмоциональных и критических откликов, попыток осмыслить феномен Высоцкого - к углубленному, научному, филологическому изучению его творчества в различных аспектах эстетики и поэтики, особенностей художественной речи и стиха.
Поэтическое творчество В. Высоцкого заметно эволюционировало от первых стихотворных опытов, ранних песен - стилизаций к зрелым и самобытным произведениям второй половины 60–х, а затем и 70–х годов, отражая потребности времени и вписываясь в контекст общественно - литературного развития, более того, - определяя его характерные и ведущие тенденции.
В 1971 г. в одном из выступлений Высоцкий говорил: «Я давно очень пишу, с восьми лет, там всякие вирши, детские стихи, про салют писал… А потом, когда я был немножко постарше, я писал пародии всевозможные. Среди них так называемые «стилизации под блатные песни», за что я до сих пор и расхлебываюсь. Я писал эти песни, от них никогда не отказываюсь, они мне принесли пользу в смысле поисков формы, простоты языка, лексики простой» (Живая жизнь. С. 276).
Высоцкому не нравилось, когда о его ранних песнях говорили, как о блатных, дворовых, он предпочитал связывать их с традицией городского романса. Выбор им на раннем этапе именно этой формы и жанра представляется совсем не случайным, а совершенно естественным и осмысленным. Вот его слова:
«Начинал я с песен, которые многие почему - то называли дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который в то время был совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к такому простому, нормальному разговору в песне, тяга к не упрощенной, а именно простой человеческой интонации. Они были бесхитростны, эти первые песни, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, любовь к его друзьям, женщине, близким людям».
В стихах - песнях раннего периода (1961–1964): «Татуировка», «Я был душой дурного общества…», «Наводчица», «Городской романс» и др. - сам язык может порой показаться слишком грубым, упрощенно - примитивным. Криминально - жаргонная лексика, вульгарные и блатные словечки типа «суки», «фраера», «падла», «стерва», «зараза», «шалава», «паскуда» и пр., несомненно, могут шокировать утонченный слух.
Конечно, в этих песнях есть элементы стилизации, особенно ощутимые в воссоздании уличного колорита, а в других случаях - мелодики городского или цыганского романса. Но главное в них - обращение к живому, невыхолощенному слову, взятому из жизни, из разговорной речи. Существенным качеством стиля Высоцкого, уже на раннем этапе, было погружение в народную (бытовую и фольклорную) речевую стихию, ее творческая обработка, свободное владение ею.
Именно это качество дало ему возможность уже в первой половине 60–х годов, особенно ближе к их середине, создать такие замечательные образцы песенного творчества, как «Серебряные струны», «На Большом Каретном», «Штрафные батальоны», «Братские могилы». Собственно, последние две песни уже как бы открывают следующий большой и важный период в творческой эволюции поэта.
В середине и второй половине 60–х годов заметно расширяется тематика и разнообразятся жанры стихов - песен Высоцкого. Вслед за песнями военного цикла, куда вошли еще «Песня о госпитале», «Все ушли на фронт», появляются «спортивные» («Песня о сентиментальном боксере». «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную»), «космические» («В далеком созвездии Тау Кита»), «альпинистские» («Песня о друге», «Здесь вам не равнина», «Прощание с горами»), «сказочные» («Про дикого вепря», «Песня - сказка о нечисти»), «морские» («Корабли постоят - и ложатся на курс…», «Парус. Песня беспокойства»), пародийно - сатирические («Песня о вещем Олеге», «Лукоморья больше нет. Антисказка»), лирические («Дом хрустальный…») и многие, многие другие.
Особенно плодотворным оказался для Высоцкого конец 60–х годов. Именно тогда он пишет великолепные, созданные на пределе эмоции и выразительности песни «Спасите наши души», «Моя цыганская» («В сон мне - желтые огни…»), «Банька по - белому», «Охота на волков», «Песня о Земле», «Сыновья уходят в бой», «Человек за бортом». Относительно «Баньки…» и «Охоты на волков», в которых, говоря словами Л. Абрамовой, чувствуются «выходы за пределы» и, быть может, прорывы в гениальность, следует добавить, что они были написаны в 1968 г., во время съемок кинофильма «Хозяин тайги» на Енисее, в селении Выезжий Лог, и не случайно В. Золотухин назвал этот период «болдинской осенью» В. Высоцкого.
В 70–е годы песенное творчество Высоцкого развивается вширь и вглубь. Обогащаясь все новыми приметами живой жизни, штрихами и черточками почерпнутых непосредственно из нее характеров и ситуаций, не утрачивая проникновенного лиризма, оно приобретает качество углубленной философичности, раздумий о главных вопросах бытия.
В очень разных стихах, написанных в самом начале десятилетия («Нет меня - я покинул Расею…», «Бег иноходца», «О фатальных датах и цифрах»), осмысляется собственная судьба и творчество, судьбы великих предшественников и поэтов - современников. А в конце 70–х («Райские яблоки», 1978) и в первой половине 1980 г., в том числе в самых последних стихах - «И снизу лед и сверху - маюсь между…», «Грусть моя, тоска моя» (авторская фонограмма 14 июля 1980 г.), - поэт обращается к раздумьям о трагических судьбах народа и еще раз - о самом себе, с полным основанием приходя к выводу: «Мне есть что спеть, представ перед всевышним, / Мне есть чем оправдаться перед ним».
Но несомненно, самый яркий взлет в последнее десятилетие творческой деятельности Высоцкого приходится на 1972–1975 годы. Именно тогда им были написаны трагические песни - баллады «Кони привередливые», «Натянутый канат», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял», сатирические зарисовки «Милицейский протокол», «Жертва телевиденья», «Товарищи ученые», жанровые картинки «Диалог у телевизора», «Смотрины», автобиографическая «Баллада о детстве», лирико - философские «Песня о времени», «Баллада о Любви», «Купола», «Две судьбы» и др.
Поэтическое творчество Высоцкого многогранно и не исчерпывается стихами, которые были положены им на музыку и составляли песенный репертуар его выступлений. Среди опубликованных стихов немало по - настоящему значительных, как, например, «Мой Гамлет» (1972), «Когда я отпою и отыграю…» (1973), «Мой черный человек в костюме сером…» (1979–1980) и др.
В архиве Высоцкого сохранился и еще ряд произведений в различных жанрах, в частности, незаконченная детская шуточная поэма «…про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного» (1970–1971), повесть «Жизнь без сна (Дельфины и психи)» (1968), сценарий «Как - то так все вышло…» (1969–1970) и также незаконченный «Роман о девочках», над которым он работал в конце 70–х годов. Все эти опыты свидетельствуют о богатом и не до конца раскрывшемся творческом потенциале этого разносторонне одаренного человека.
Говоря об основных темах и мотивах стихов - песен Высоцкого, о чем уже шла речь в связи с творческой эволюцией поэта, следует еще раз подчеркнуть проблемно - тематический диапазон его произведений, остроту постановки в них насущных социальных вопросов дня и проблем века. В одном из последних выступлений - концертов в 1980 г. Высоцкий говорил: «И расчет в авторской песне только на одно - на то, что вас беспокоят так же, как и меня, какие - то проблемы, судьбы человеческие, что нас с вами беспокоят одни и те же мысли и точно так же вам рвут душу или скребут по нервам какие - то несправедливости, горе людское» (Живая жизнь. С. 302).
Песни Высоцкого, особенно зрелого периода, всегда отличаются глубиной и своеобразием художественного решения «вечных» философских вопросов бытия. И здесь небезинтересно привести суждение на этот счет трех профессионалов высокого класса - поэта, деятеля театра и философа.
Так, Давид Самойлов видит творческую эволюцию Высоцкого в направлении все большей значимости и глубины художественно решаемых им социальных и философских проблем: «В серьезных разговорах о явлениях и событиях жизни он вырабатывал позицию и черпал темы для своих песен. Уже не «были московского двора» питали его вдохновение, а серьезные взгляды на устройство мира».
Ту же динамику внутреннего роста подчеркивает Михаил Ульянов: «…только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню - несмотря на порой непритязательный текст, несмотря на подчас уличную мелодию, песня Высоцкого становилась горьким, глубоким, философским раздумьем о жизни… В его песнях, особенно в последних, были не только чувство и страсть, но горячая мысль, мысль, постигающая мир, человека, самую суть их».
Наконец, характерно свидетельство Валентина Толстых, отметившего слияние в творчестве поэта быта и бытия, лирики и философии: «Высоцкий говорит о любви и ненависти, о времени и борьбе, о рождении и смерти, поднимаясь в своих лирических излияниях до философского осмысления житейски близких, узнаваемых тем и проблем».
Говоря о песенном творчестве Высоцкого как о своеобразной художественно - философской и поэтической системе, о путях объединения отдельных стихотворений - песен в тематические группы, о путях циклизации, следует особо остановиться на стихах военного цикла и своеобразии решения им этой темы. Выступая на вечере 21 февраля 1980 г., поэт подчеркивал: «…я пишу о войне не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их можно сегодня петь, что люди - из тех времен, ситуации - из тех времен, а в общем, идея, проблема - наша, нынешняя. А я обращаюсь в те времена просто потому, что интересно брать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые в следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти…» (Живая жизнь. С. 304).
То, что Высоцкий писал о людях, находящихся в самой крайней ситуации, заглядывающих в лицо смерти, нередко становящихся бессмысленными жертвами войны, и при этом особо подчеркивал, что это «проблема - наша, нынешняя», - говорит о многом. Очевидно, он уже тогда, особенно в начале 1980 г., когда только что был осуществлен ввод войск в Афганистан, остро чувствовал, предощущал, что война еще долго будет оставаться нашей национальной трагедией. В одном из ключевых стихотворений военного цикла «Он не вернулся из боя» (1969) трагическая смерть одного из бесчисленных рядовых Великой войны осмысляется как обыденный факт, приобретающий символическое звучание. Горечь утраты, кровная связь живых и погибших по контрасту оттеняются здесь картиной столь безмятежной на фоне людской трагедии вечной и прекрасной природы:
Нынче вырвалась, словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить!» - а в ответ - тишина…
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, -
И деревья стоят голубые.
Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого живой и одушевленной. В «Песне о Земле» (1969) заглавный образ раскрывается как синоним души человеческой. Отсюда - проходящие рефреном строки - олицетворения: «… кто сказал, что Земля умерла? / Нет, она затаилась на время… / Кто поверил, что Землю сожгли? / Нет, она почернела от горя…/ Обнаженные нервы Земли / неземное страдание знают… / Ведь Земля - это наша душа, / сапогами не вытоптать душу».
В поэзии Высоцкого крупные и общие планы тесно связаны между собой. Жестокая правда войны, грубая реальность изображаемого («Как прикрытье используем павших… Животом - по грязи, дышим смрадом болот…») призваны утвердить высокую меру подвига всех и каждого в стихотворении «Мы вращаем Землю» (1972). В стихах военного цикла поэт достигает особой емкости и проникновенного лиризма в создании поэтического образа. Таков оживающий на наших глазах и наполняющийся новым предметно - ощутимым смыслом символ Вечного огня в стихотворении «Братские могилы», которое впервые прозвучало в кинофильме «Я родом из детства» (1966) и которым обычно Высоцкий открывал свои выступления - концерты - вплоть до самых последних 1980 г.
А в Вечном огне - видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
Помимо военной, или, быть может, точнее - антивоенной темы важное место в творчестве поэта занимает тема Родины - России, взятая в ее сегодняшнем дне и далеком историческом прошлом. Русские, российские мотивы и образы - сквозные в произведениях Высоцкого, но есть среди них такие, где они выразились с особой отчетливостью.
В «Песне о Волге» («Как по Волге - матушке, по реке - кормилице…») все напоено свежестью источников народно - поэтического творчества. Мерное ритмико - интонационное движение, вкрапления архаической лексики, создающие временной колорит («все суда с товарами, струги да ладьи»), специфические глагольные формы («не надорвалася», «не притомилася»), характерные инверсии в сочетании эпитета с определяемым словом («города старинные», «стены древние», «молодцы былинные») - это дает возможность прикоснуться к истокам нынешнего дня не только великой русской реки, но и самой Родины - матери.
В написанной в 1975 г. для кинофильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», в котором Высоцкий играл главную роль Ибрагима Ганнибала, песне «Купола» (вариант названия: «Песня о России») возникает сугубо земной, подчеркнуто реалистический и вместе с тем - таинственный и загадочный образ Родины, от судьбы которой поэт не отделяет собственную жизнь.
Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок.
………….
Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною -
Перед солоно - да горько - кисло - сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.
Смешанные чувства радости и печали, тоски и надежды, очарован - ности тайной и предвестья будущего воплощают возникающие в этом стихотворении вещие птицы из древнегреческих мифов, христианских - русских и византийских легенд и апокрифов: Сирин, Алконост, Гамаюн. В подаваемой ими надежде и, главное, в синем небе России, в ее медных колоколах и куполах церквей, крытых чистым золотом, видит поэт путь своего духовного исцеления и возвышения.
И это выразительно передано в структуре каждой строфы - средствами звуковой организации стиха, умело использованными анафорами, внутренними рифмами, разнообразными созвучиями: ассонансами, аллитерациями и пр. Особенно характерна в этом плане заключительная строфа стихотворения:
Душу, сбитую утратами и тратами,
Душу, стертую перекатами, -
Если до крови лоскут истончал, -
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!
Будучи всегда остро современным и глубоко историчным, творчество Высоцкого неизменно обращено к «вечным» темам лирики - природе, жизни и смерти, судьбе человеческой, искусству, времени… В «Песне о времени» (1975) поэт вспоминает «о походах, боях и победах», о тайнах и легендах прошлого, воскрешая такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода. В этом разгадка его последовательного обращения к опыту минувшего:
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Потому что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
Что касается любовной лирики, то Высоцкому принадлежат великолепные ее образцы, созданные на разных этапах его творческого пути и в самых различных формах. Достаточно назвать «Дом хрустальный» (1967), «Песню о двух красивых автомобилях» (1968), «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» (1970), «Люблю тебя сейчас…» (1973) и др. Одна из программных в этом перечне - написанная для кинофильма «Стрелы Робин Гуда», но не вошедшая туда «Баллада о Любви» (1975) с ее афористически звучащим рефреном:
Я поля влюбленным постелю -
Пусть воют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!
Важно отметить жанровое многообразие, специфику форм и модификаций стихов - песен Высоцкого. В его собственных жанровых обозначениях нередко фигурируют слова «песня», «песенка», и, пожалуй, чаще других в их названиях возникает слово «баллада». В одном из выступлений 1976 г. поэт говорил о своем опыте написания «песен - баллад» и «лирических песен». Оборотной стороной его лирики была сатира, по словам А. Демидовой - «резкая, бьющая, неистовая, страстная».
Сам Высоцкий всегда выделял эпическую, сюжетно - повествовательную основу своего песенного творчества: «Я вообще все песни стараюсь писать как песни - новеллы - чтобы там что - то происходило». А с другой стороны, вслед за слушателями, он обращал внимание на лирическую, исповедальную ноту своих произведений, в то же время подчеркивая, что их исполнение предполагает непременный контакт и взаимодействие с теми, кому они адресованы.
Так, в одном из выступлений 1979 г. поэт говорил: «Я думаю, что, может быть, эти песни люди принимают, как будто бы это о них, - потому что я вроде как бы от себя лично их пою. И эти песни называются песни - монологи, и даже на пластинках пишут: монологи. Ну, как хотят, пусть это монологи. Для меня каждая моя песня - это не монолог, а наоборот - диалог с людьми, которым я ее пою…».
Очевидно, трудно было бы выделить в песенном творчестве Высоцкого какую - то жанровую доминанту. И если в нем порою преобладают песни - монологи (от своего имени, от лица реальных и условных персонажей), то и в них естественно входит сюжетно - повествовательное («Дорожная история») или разговорно - диалогическое начало, иногда становящееся организующим («Диалог у телевизора»).
Стремясь вступить в диалог с людьми, которым адресована песня, Высоцкий подчас использовал традиционную форму лирического, иронического, сатирического письма - обращения к различным адресатам. Таковы, например, «Письмо к другу, или Зарисовка о Париже», «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное - невероятное» из сумашедшего дома с Канатчиковой дачи», «Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям» и др.
Нередко Высоцкий обращался к фольклорным жанрам и создавал в этом ключе собственные оригинальные произведения: сказки («Песня - сказка о нечисти», «Песня - сказка про джинна», «Сказка о несчастных сказочных персонажах»), притчи («Притча о Правде и Лжи), частушки («Частушки к свадьбе» и др.).
И при всей, быть может, размытости жанровых границ многих произведений Высоцкого его жанрово - тематические циклы складываются в художественное целое, в сложный и целостный художественный мир. Откликаясь в своих песнях на «злобу дня», поэт видел и осмыслял ее масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, время, вечность, мирозданье - живут в его стихах, нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное - с вечным, Отсюда - пространственно - временная распахнутость, широта и масштабность его поэтического мира.
Не случайно Высоцкий подчеркивал в одном из поздних выступлений: «Прежде всего, мне кажется, должно быть свое видение мира» (Живая жизнь. С. 314). При этом он выдвигал на первый план именно «личность, индивидуальность» художника, его «чувство страдания за людей». Вот почему мировидение, мироощущение поэта носит глубоко личностный и трагедийный характер. Отсюда его особое внимание к сложным, трагическим судьбам великих поэтов («О фатальных датах и цифрах») и своих современников - героев его стихов («Тот, который не стрелял», «Банька по - белому» и др.).
Важное место в песнях - монологах Высокого занимают так называемые, «ролевые герои», от имени которых ведется повествование. Вместе с тем в его стихах всегда присутствует лирический герой - выразитель четкой социальной и нравственной позиции поэта, его общественного и эстетического идеала. В соотнесенности между собой лирического и «ролевых» героев стихов - песен Высоцкого раскрывается их сложная художественная, образно - стилевая структура, в их органической связи реализуется глубочайшая человечность его таланта, его саморастворение «в народном вздохе миллионном» (А. Вознесенский). Поэт никогда не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни - своего рода самопознание народной души.
Относительно художественного метода и стиля Высоцкого - поэта следует отметить, что при всем многообразии и, быть может, пестроте для него характерны прежде всего реалистическая конкретность, романтическая обобщенность и сатирическая направленность в создании и творческой интерпретации художественных образов и самой действительности. При этом житейская конкретность воспроизводимых ситуаций не исключала и самых необычных, вымышленных, сказочных условно - фантастических обстоятельств, в которые поэт помещал своих героев, а естественная доверительность разговора или рассказа непосредственно смыкалась с неудержимой экспрессией в передаче его мыслей и чувств.
Для Высоцкого характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, чувств и переживаний, жестов и поступков, а главное - предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи многочисленных персонажей его стихов - песен. Каждый раз все это мотивировано конкретным образом, характером, душевным складом, состоянием действующего лица песни - монолога и находит выражение в неповторимом лексическом, фразеологическом, интонационно - синтаксическом строе речи.
Примеры оттенков живой разговорной интонации, определяющей синтаксические особенности высказывания, находим в обрывистой речи «Разведки боем» («Кто со мной? С кем идти? / Так, Борисов… Так, Леонов…») и мягкой раздумчивости «Горной лирической» («А день, какой был день тогда? / Ах да - среда!..»), в сатирическом звучании восклицаний и вопросов «Диалога у телевизора» («- Ой Вань, гляди - кось, попугайчики! / Нет, я, ей - богу, закричу!.. / А это кто в короткой маечке? / Я, Вань, такую же хочу»), в экспрессивных обращениях программного стихотворения «Натянутый канат»:
Посмотрите - вот он
без страховки идет.
Чуть правее наклон -
упадет, пропадет!
Чуть левее наклон -
все равно не спасти…
Но замрите, - ему остается пройти
не больше четверти пути!
Что касается особенностей поэтики и стиля, то для Высоцкого характерна тенденция к взаимодействию и синтезу различных стилевых начал: реалистичности и романтики, сказочной условности и фантастики, естественной простоты и вместе - предельной напряженности, экспрессивности в использовании художественно - изобразительных, речевых, стиховых средств. Поиски художественного синтеза реализуются, вбирая опыт смежных искусств. Как неоднократно отмечалось, Высоцкий был одновременно поэтом и композитором, автором стихов и музыки, режиссером - постановщиком и актером - исполнителем своих произведений перед зрителями и слушателями.
В творчестве В. Высоцкого нашли продолжение и развитие разнообразные классические и фольклорные традиции - от древнейших истоков литературы и до городского романса XIX–XX веков. В числе его любимых писателей были прежде всего Пушкин и Гоголь, Булгаков и Маяковский, Есенин и Пастернак. Он хорошо знал творчество Бабеля, Гумилева, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Из поэтов - современников был лично знаком и высоко ценил Б. Окуджаву, А. Галича, А. Межирова, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, А. Вознесенского, Б. Ахмадулину, И. Бродского, который, в частности, один из немногих отметил и неоднократно подчеркивал в своих выступлениях и интервью невероятную одаренность Высоцкого, его абсолютное языковое чутье, замечательные, феноменальные рифмы и, таким образом, его роль в развитии языка русской поэзии и современного стиха.
Владимир Высоцкий прожил недолгую, но яркую творческую жизнь. Несомненны то место и значение, которые принадлежат ему в общественно - литературном и художественно - поэтическом процессе второй половины XX столетия, его неповторимый вклад в искусство театра и кинематографа. В 1987 г. ему была посмертно присуждена Государственная премия за создание образа Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен. Создан Государственный культурный центр - музей «Дом Высоцкого». Жаль только, что эти официальные знаки внимания и признательности пришли для него слишком поздно.
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ – ПАРЕНЬ С ТАГАНКИ
Всю масштабность таланта Владимира Высоцкого трудно или даже почти невозможно передать простыми фразами. Значение его личности в истории культуры XX века столь безгранично, насколько глубока была его душа.
Ему повезло, большинство современников Владимира Семеновича понимали его творчество и обожали самого поэта, исполнителя авторской песни и актера. Он кумир ушедшего века, чье искусство живо и актуально.
Из интеллигенции
Родился в Татьянин день – 1938 года в Москве. Его семья не была обычной и среднестатистической. Дедушку по отцу тоже звали Владимиром Семеновичем, хотя при рождении ему дали имя Вольф Шлиомович. Он был родом из Бреста, потом переехал в Киев, получил три высших образования – экономическое, юридическое и химическое. А бабушка – Дебора Бронштейн – работала косметологом и души не чаяла в своем внуке. Она была страстной поклонницей его творчества.
Отец Владимира Высоцкого родился в Киеве, стал военным связистом, воевал в годы Второй Мировой, дослужился до полковника и стал почетным гражданином городов Праги и Кладно. Не менее образованной и интеллигентной была и мать Владимира . Нина Максимовна окончила институт иностранных языков, потом работала переводчиком-референтом немецкого языка. Когда началась война, ее перевели в бюро транскрипции Главного управления геодезии и картографии МВД СССР.
На Большом Каретном
Несколько военных лет Владимир с мамой провел в эвакуации в Оренбургской области, но в школу он уже пошел в Москве, в год победы. К сожалению, так сложилось, что родители Высоцкого развелись. Отец жил в Германии, где его оставили по службе, туда же он забрал и Володю на пару голодных послевоенных лет. У мальчика сложились прекрасные отношения с новой женой отца. Евгению Степановну он называл «мамой Женей». Под ее пристальным вниманием Высоцкий начал учиться играть на фортепиано. В 1949 году Владимир вернулся в Москву и пошел в школу на Большом Каретном переулке, который впоследствии увековечил в своей песне под названием «Большой Каретный».
Тяга к искусству
Театром Высоцкий увлекся в школьные годы, он ходил на занятия драмкружка под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова, но после выпускных экзаменов послушал родителей и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Благо, после первого же семестра он понял, что это не его стезя и покинул вуз.
С этим решением связана одна из многочисленных историй, вот только правдивых или вымышленных, уже разобраться трудно. Перед зимней сессией со своим другом Игорем Кохановским готовили необходимые чертежи. Ночью они были завершены, но Владимир вдруг взял тушь и вылил на свои труды, объявив, что теперь попробует поступить в театральный вуз.
Двери перед ним распахнула Школа-студия МХАТ, где он занимался у знаменитых Бориса Вершилова, Павла Массальского и Александра Комиссарова. Уже в 1959 году Высоцкий исполнил свою первую театральную роль в студенческом «Преступлении и наказании», а вскоре последовал и дебют на экране в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».
«Блатные» песни Владимира Высоцкого
Получив диплом Школы-студии МХАТ, Владимир пришел служить в московский Театр имени Пушкина, потом всего пару месяцев работал в театре миниатюр, безуспешно пытался устроиться в «Современник», после чего пошел в театр, который навсегда стал для него «своим». Это был только что открывшийся Московский театр драмы и комедии. Когда он пришел наниматься к Юрию Любимову, тот спросил, что он будет читать руководителю театра. Высоцкий без лишней скромности сказал, что недавно написал несколько песен и хотел бы их исполнить. Любимов настроился закончить собеседование за пять минут, но не смог оторваться от творчества Высоцкого полтора часа.
Писать стихи Владимир начал еще в школьные годы. Тогда поводом для первой пробы пера послужила смерть Сталина. Своим поэтическим сочинением юный Высоцкий решил выразить чувство скорби по вождю народов. Первой же его песней принято считать «Татуировку», которую он сочинил летом 1961 года. Она же стала основой цикла «блатной» тематики. Тогда он подписывал их псевдонимом Сергей Кулешов.
Но те, кто серьезно исследовал его творчество, утверждают, что вовсе не «Татуировка» стала первой песней Владимира Высоцкого . За год до этого он написал композицию «49 дней», которую посвятил подвигу солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Известно и отношение автора к этой песне. Высоцкий весьма критично о ней отзывался и называл пособием для начинающих и законченных халтурщиков, намекая на то, что по этому шаблону могут создаваться стихи на любые злободневные темы, заменяя лишь фамилии героев.
Не форма, а содержание
Написал 100 стихов и около 600 песен. Несколько песен он создал специально для фильмов. К сожалению, большинство из этих произведений и по техническим причинам, и по причине бюрократического давления не входили в окончательный вариант кинолент.
Утверждение, конечно, очень спорное, но ценители таланта Высоцкого говорят, что песни – самая яркая грань творчества Владимира Семеновича . Он всегда исполнял их вживую, голос с хрипотцой завораживал зрителей так, что они не могли оторвать глаза от артиста. Однажды кто-то заметил, что сцена как бы пружинит от нервного удара ноги, которой Высоцкий отбивает ритм. Его сосредоточенный взгляд всегда останавливался на одном месте, а публика, затаив дыхание, слушала своего кумира, ведь он пел именно о том, что занимало умы думающих людей.
Песни Высоцкого принято называть бардовскими, хотя и тематика, и манера исполнения этих композиций разнились с творчеством других бардов. Просто в отличие от многих советских исполнителей авторской песни Высоцкий был профессиональным актером и именно поэтому никогда не относил себя к самодеятельности.
Наверное, не было такой темы, которую бы Высоцкий не затронул в своих композициях – балладах, лирических, сатирических или юмористических песнях. Он пел в неподражаемой манере о простой жизни обычных людей, своих современников, чем и заслужил широкую популярность. Зрителям нравилась особая экспрессивность его исполнения, искренность и неподдельность эмоций артиста, даже события из песен о войне казались им собственным опытом Владимира Семеновича . Высоцкий не зацикливался на форме своих песен, гораздо важнее для него было содержание.
Киногерои и несыгранные роли
В своем любимом Театре на Таганке исполнял главные роли в постановках «Гамлет» и «Жизнь Галилея», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Вишневый сад», «Пугачев» и «Преступление и наказание». Он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей.
Каждая его творческая сторона была неразрывно связана с другой. Песни Высоцкого являются маленькими монологами от лица разных персонажей. Та же вариативность прослеживается и в созданных им персонажах в театре и кино – Галилеем и Гамлетом он был на сцене, а на экране стал геологом в фильме «Короткие встречи», белогвардейским офицером в «Служили два товарища» и легендарным Глебом Жегловым в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Он участвовал в 30-ти художественных и телефильмах, а первая киноизвестность пришла к Высоцкому после выхода на экраны «Вертикали». Песня «Если друг оказался вдруг» сделала фильм народным.
Но, несмотря на эти образы, талант Владимира Семеновича как киноактера сполна не раскрылся. Многие роли обошли его в силу нескольких причин, главной из которых было нежелание властных структур допускать артиста на экран. Режиссеры шли на разные уловки, чтобы пробить разрешение на съемки Высоцкого в кино. Его имя действовало на чиновников, как дрожащая мулета на быка во время корриды.
Одним из образов, который мог пополнить фильмографию Владимира Семеновича , был Степан в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Одни говорят, что режиссеру спустили запрет из Госкино, другие уверены, что Тарковский не стал работать с актером из-за того, что тот в очередной раз начал сильно пить. В 1964 году Василий Шукшин хотел снимать Высоцкого в фильме «Живет такой парень», однако роль досталась Леониду Куравлеву.
Трагедия Владимира Высоцкого
Невозможно говорить о творчестве такого выдающегося человека, не упомянув о его взаимоотношениях с женщинами. Еще на первом курсе Школы-студии МХАТ он познакомился с Изольдой Жуковой, которая и стала его первой женой в 1960 году. Но уже через год на съемках киноленты «713-й просит посадку» у него завязался роман с Людмилой Абрамовой. Она стала матерью двоих его сыновей – Аркадия и Никиты. Через несколько лет супруги расстались, а официальный развод оформили, когда вся Москва уже шепталась о том, что Высоцкий добился благосклонности французской актрисы с русскими корнями Марины Влади. Их отношения были не идеальными – Владимир Семенович часто уходил в запой, скандалил и проявлял агрессию. Он выкуривал по пачке сигарет в день и не раз лечился от алкогольной зависимости. У него отказывали почки, были серьезные проблемы с сердцем, которые он пытался лечить с помощью наркотиков – морфия и амфетамина. Сначала это были разовые уколы, а потом дозы стали увеличиваться и уже к концу 1977 года это стало регулярным.
Однажды у него случился приступ, в горле лопнул сосуд, началось кровотечение. От смерти его спасла именно Марина. Она вовремя вызвала врачей, которые потом еще 18 часов боролись за его жизнь в Институте скорой помощи.
с Мариной Влади
Марина Влади говорила, что ее попытки избавить мужа от этой зависимости не давали ожидаемых результатов, а во время гастролей летом 1979 года Владимир Семенович пережил клиническую смерть.
Последнее его выступление на публике было 18 июля 1980 года на сцене Театра на Таганке. Через семь дней, Владимира Высоцкого не стало. Это произошло во сне, когда он был в своей квартире. В Москве вовсю гремела Олимпиада, но попрощаться с любимым артистом пришло неимоверное количество людей, хотя о его кончине сообщали лишь в маленькой заметке газеты «Вечерняя Москва». За полтора месяца до этого написал свои последние поэтические строки:
«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».
ФАКТЫ
Над театральной кассой Театра на Таганке повесили объявление о смерти Высоцкого . Вокруг здания сразу же собралась толпа народу и не расходилась несколько дней, заполнив даже крыши ближайших домов. Никто не сдал билеты на спектакль с его участием. Во время похорон Марина Влади сказала, что видела похороны принцев и королей, но такого количества людей даже представить себе не могла.
Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена
Сочинение
Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях. Так кто же он актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: “Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, – может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет. ” Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать.
Свой жанр на эстраде он чаще всего называл – авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские.
Позднее он стал писать о войне и о более философских темах.
В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: “Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером…
Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы “довоевываем” в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали.
* Я этот небесный квадрат не покину.
* Мне цифры сейчас не важны,
* Сегодня мой друг защищает мне спину,
* А значит и шансы равны.
(”Песня летчика”) Это не песни ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях.
* Война ж совсем не фейерверк,
* А просто трудная работа,
* Когда черна от пота, вверх
* Скользит по пахоте пехота.
Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… ” Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей – эпизодические.
В фильме “Служили два товарища” роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них.
По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
На концертах он часто пел песни о спорте.
Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, занимался просто так, – боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера.
Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в “Спортлото” их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть “Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел) ” или тоже шуточная песня-продолжение “Песня о сентиментальном боксере”. Есть песня “Профессионалы”, которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.
* … Профессионалам, отчаянным малым,
* Игра-лотерея, кому повезет.
* Играют с партнером как бык с матадором,
* Хоть, кажется, принято наоборот.
Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования, и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней – для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая “Утренняя гимнастика”, такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.
* ” Вдох глубокий, руки шире,
* Не спешите – три, четыре!
* Бодрость духа, грация и пластика!
* Общеукрепляющая,
* Утром отрезвляющая,
* Если жив пока еще, – гимнастика!
* Если вы уже устали
* Сели-встали, сели-встали,
* Не страшны вам Арктика с Антарктикой!
* Главный академик Иоффе
* Доказал: коньяк и кофе
* Вам заменит спорта профилактика.
“Песенка про прыгуна в длину” посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются, – и у него рекорды не засчитываются.
* ” Что случилось, почему кричат?
* Почему мой тренер завопил?
* Просто-восемь сорок результат,
* Правда, за черту переступил.
* Ой, приходится до дна ее испить.
* Чашу с ядом вместо кубка я беру.
* Стоит только за черту переступить
* Превращаюсь в человека-кенгуру.
“Песня о штангисте”-это не шуточная песня- она “лирикокомедийная”. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:
* Пытаются противники
* Рекорды повторить,
* Но я такой спортивненький,
* Что страшно говорить.
* Но затем передумал и песня получилась более серьезной:
* … Не отмечен грацией мустанга,
* Скован я, в движениях не скор.
* Штанга, перегруженная штанга
* Вечный мой соперник и партнер.
* Такую неподъемную громаду
* Врагу не пожелаю своему
* Я подхожу к тяжелому снаряду
* С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
* Мы оба с ним как будто из металла,
* Но только он – действительно, металл.
А я так долго шел до пьедестала, Что вмятины в помосте протоптал. ” В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню “Честь шахматной короны” в две серии: первая-”Подготовка”, а вторая-”Игра”. Песня получилась полуфантастическая и шуточная.
* … И в буфете, для других закрытом,
* Повар успокоил: “Не робей!
* Ты с таким прекрасным аппетитом
* Враз проглотишь всех его коней!
* Ход за мной – что делать?!
* Надо, Сева,
* Наугад, как ночью по тайге…
* Помню-всех главнее королева:
* Ходит взад-вперед и вправо-влево,
* Ну а кони вроде буквой “Г”.
Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма “Вертикаль”. Они довольно-таки серьезны. “Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, – они ни к чему хорошему не приведут. “- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью.
Все знают, что Высоцкий писал песни как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма “Вертикаль”. Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.
* … Лучше гор могут быть только горы,
* На которых еще не бывал.
Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою.
* Здесь вам не равнина, здесь климат иной
* Идут лавины одна за одной,
В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: “Меня пригасили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет “скорой помощи”, которые могли бы тебя спасти или выручить. “
* В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,
* Надеемся только на крепость рук,
* На руки друга и вбитый крюк
* И молимся, чтобы страховка не подвела.
Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях “Человек за бортом” и “Спасите наши души” он это отразил.
* Был шторм-канаты рвали кожу с рук,
* И якорная цепь визжала чертом,
* Пел песню ветер грубую-и вдруг
* Раздался голос: “Человек за бортом!
* И сразу-”Полный назад! Стоп машина!
* На воду шлюпки, помочь
* Вытащить сукина сына
* Или, там, сукину дочь!
* Я пожалел, что обречен шагать
* По суше, -значит, мне не ждать подмоги
* Никто меня не бросится спасать,
* И не объявят шлюпочной тревоги.
* А скажут: “Полный вперед! Ветер в спину!
* Будем в порту по часам.
* Так ему, сукину сыну,
* Пусть выбирается сам!
* (1969г.)
Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В. Высоцкого-это особая категория душевных песен.
* Только снова назад обращаются взоры
* Цепко держит земля, все и так и не так.
* Почему слишком долго не сходятся створы,
* Почему слишком часто моргает маяк?!
Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить “Балладу о покинутом корабле”, “Упрямо стремлюсь я ко дну… ” и “Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты… “, посвященную экипажу теплохода “Шота Руставели”, на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали.
Обычно, анализируя то или иное классическое произведение, говоря о том или ином авторе, литературоведы и критики говорят о языке и стиле "под занавес", в конце книги или статьи. В случае с Высоцким (как с Зощенко и с Платоновым) начинать надо с языка, которым заговорил со слушателем лирический герой поэзии Высоцкого. Прежде всего бросается в глаза чисто языковой феномен, который, в значительной мере, и лежит в основе небывалой массовой популярности именно Высоцкого, а не кого-либо другого из создателей авторской песни. Лирический герой Высоцкого пришел в литературу, к слушателю и читателю со своим языком: незакрепощенной разговорной, а часто и жаргонной, приблатненной лексикой; выразительной, короткой и точной фразой; непредсказуемой, свободной, часто надрывной интонацией; незамысловатыми, легко усваиваемыми ритмами:
Я был душой дурного общества, И я могу сказать тебе: Мою фамилью-имя-отчество Прекрасно знали в КГБ. В меня влюблялася вся улица И весь Савеловский вокзал. Я знал, что мной интересуются, Но все равно пренебрегал... ("Я был душой дурного общества")В сравнении с предшествующими годами это был действительно новый язык - уличный язык эпохи сталинских лагерей и следующих за ней десятилетий. По свидетельству академика Д.С. Лихачева, лагерная лексика в ту лагерную эпоху получила небывалое распространение (и неудивительно: полстраны сидело в лагерях, полстраны лагеря охраняло), она проникла и в среду интеллигенции, где многие научились лихо "ботать по фене". Высоцкий в своих песнях тоже заговорил этим языком, но использовал его в художественных целях (см. об этом далее), творчески: именно Высоцкий, с его "абсолютно подлинным языковым чутьем" (И. Бродский), стал одним из самых заметных голосов своей эпохи, своего времени, он уловил, преобразил и ввел в поэзию, художественно узаконил этот своеобразный "шершавый язык плаката", которым говорила, "корчилась улица", безъязыкая (говоря словами В. Маяковского) до прихода поэта. Без такого языка не было бы лирического героя Высоцкого, по крайней мере такого, каким мы его себе представляем.
Лирической герой и жанр поэзии Высоцкого
Одной из причин популярности Высоцкого было то, что он обратился к жанру, уже получившему распространение в ту лагерную эпоху - жанру блатной (Высоцкий отказывался от этого слова), или дворовой, песни, своеобразному сниженному варианту былого городского романса. Правда, она (блатная песня) была до Высоцкого за пределами художественности, была, так сказать, беспородной, подворотно-заборной, но она жила своей жизнью, была популярна и до него. Это был мощный пласт народной культуры. Сам поэт позднее говорил об этом так: "Начинал я с песен, которые многие почему-то называют дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который был в то время совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к не упрощенной, а именно простой человеческой интонации. Они были бесхитростными, эти первые песни, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, любовь к его друзьям, женщине, близким людям" 2 .
Главное в этих песнях - живое, невыхолощенное слово, взятое из жизни, из разговорной речи, а тоска по ней в эпоху идеологических и речевых штампов, канцелярщины и пустопорожнего языка официальной прессы была велика. В песнях Высоцкого выплеснулась народная (бытовая и фольклорная) речевая стихия, которая в его творчестве обрела статус художественности, а дворовая песня стала удачной (для новой аудитории нового времени) формой разговора лирического героя со слушателем-читателем. Высоцкий развил жанр и доказал, что дворовая песня способна быть не только сентиментально-уголовно-мещанской, но и "социально-злободневной и философско-углубленной, гротесково-комической и исповедально-лирической" 3 . Высоцкий придал этому несерьезному фольклорному жанру серьезность, этическую и философскую значимость, ввел в литературу, и явление получило со временем иное название - "авторская песня" (хотя, конечно, не только благодаря одному Высоцкому).
Читайте также другие статьи о творчестве Владимира Высоцкого.