Подготовительная группа грамота сентябрь конспект занятия. Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Посвящение в следопыты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Грамотейка»
1. Коррекционно – обучающие:
- Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); -Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки.
- Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).
-Сопоставление местоимений в роде и числе.
2. Коррекционно-развивающие:
-Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.
-Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.
3. Коррекционно – воспитывающие:
-Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
Материал и оборудование: запись звуков природы, фонограмма песни « Жили у бабуси…», фанфары; иллюстрация с изображением короля, макет полянки, демонстрационный слоговой дом, карточки с силуэтами животных; мелкие игрушки для игры: кукла, лягушка, кубик, кот, щенок, медвежонок, утёнок, корова, паук, самолёт.
Методические приёмы:
игровой- использование сюрпризных моментов.
наглядный - использование карточек, игрушек.
словесный - вопросы учителя-логопеда, ответы детей, указания, обобщение.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, физкультурная минутка.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Художественно-эстетическое развитие"
Ход занятия:
1.Организационный момент.Дети с учителем – логопедом заходят в зал, становятся полукругом.
-Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети отвечают.
-Сегодня по электронной почте я получила письмо. Всех желающих приглашают в необыкновенное путешествие по стране «Грамотейка», где можно не только узнать много интересного и занимательного, но и показать свои знания.
-Дети, хотите отправиться вместе со мной в эту страну?(ответы детей).
-Мы пойдём по дороге знаний и погостим у короля страны «Грамотейка». В конце путешествия вас ждёт сюрприз.
-А чтобы попасть в эту страну, как вы думаете какими мы должны с вами быть?(ответы детей)
-Умными, сообразительными, смелыми. На каждое сказанное вами слово делаем шаг вперёд.
Итак, мы на дороге знаний. Этот путь будет труден и долог. И прежде, чем мы туда отправимся, выполним пальчиковую гимнастику.
Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе»:
На горе мы видим дом (кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты (руками показать деревья и кусты)
Вот душистые цветы (пальцами показать бутон)
Окружает все забор (пальцами показать забор)
За забором – чистый двор (погладить одной ладонью другую)
Мы ворота открываем (кистями показать, как ворота открываются)
К дому быстро подбегаем (пальцами левой руки пробегаем по правой)
В дверь стучимся – тук-тук-тук (постучать кулаком руки по ладони)
Кто-то к нам идет на стук (ладонь приложить к правому уху)
В гости к другу мы пришли и гостинца принесли (вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то)
2. Гласные и согласные звуки.
Звучит музыка.
-Ребята, что вы слышите? (звуки). Правильно, мы слышим звуки. Знаете,
в стране Грамотейка есть свои звуки.
« Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку качать,
Но не умеют свистеть и ворчать».
- О каких звуках это стихотворение?(о гласных звуках)
-Правильно, это о гласных звуках, они умеют петь.
-Подойдите к стульчикам, возьми букву и сядьте. (буквы лежат на стульчиках).
Подходите по одному ко мне и называйте звук, который обозначает ваша буква. (Дети подходят к воспителю отдают букву, называют звук, а воспитатель выставляет буквы на доске).
-Знаете, мы с вами сейчас написали слова одной песни. Послушайте я спою её. Воспитатель поёт попевку гласных под минусовку "Жили у бабуси..."
-А теперь споём вместе (поёт с детьми без музыкального сопровождения)
-Молодцы, ребята, хорошо спели гласные звуки.
-А какие звуки петь не умеют? (ответы детей: согласные).
-Правильно, согласные.
Логопед читает стихотворение:
« А согласные -согласны
Шелестеть, шептать, свистеть
Но не могут они петь».
-Ну, чтож отправляемся дальше.
3. Дидактическая игра «Засели домик»
- Дети, нужно заселить домик по квартирам. В 1-е окошко поселим предметы, по которым можно сказать, что « она моя», во 2-ом «оно мое», в 3-ем « он мой», а в дверь зайдут все « Они мои»
- Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь можем отправляться дальше. До страны Грамотейка мы еще не дошли, но нас уже встречает сам король.
-Давайте встанем и поприветствуем короля. (девочки делают реверанс, мальчики кланяются.)
-С какого звука начинается слово «король»? (ответы детей)
- Наш король любит ходить в туфлях и тапочках. Послушайте, как сейчас король идёт в туфлях.
Логопед произносит твёрдо[К], топая пятками ног.
- Как вы думаете, как звучит звук [К]?(твёрдо)
- А теперь король одел тапочки, и шаги звучат мягко[К"].
Логопед произносит мягко звук[К],наступая носками ног.
- Давайте теперь все вместе покажем, как звучит твёрдый звук [К], и мягкий звук [К].
Логопед вместе с детьми произносит то мягкий, то твёрдый звук [К] поочерёдно, передавая его в движениях. В процессе выполнения задания учитель-логопед следит за правильностью исполнения движений детей.
4. Игры с игрушками.
- Любимое занятие короля играть в игрушки на полянке
- Подойдите к полянке и сядьте около понравившейся игрушки.
- Ребята, а вы знаете, на полянке король играет только с теми игрушками, в названии которых есть звук [К].
-Поставьте на полянку игрушки, в названиях которых есть звук [К] и объясните, где находится этот звук: в начале, в середине или в конце слова.
В процессе выполнения задания логопед спрашивает детей.
- Почему ты взял эту игрушку?(потому что в названии игрушки есть звук [К].
- Где находится звук [К]?
Выбирая игрушку и ставя её на полянку, ребёнок объясняет свой выбор.
- а почему ты не поставил свою игрушку? (потому что в слове «самолёт» нет звука [К].)
- Верно!
- Молодцы, королю понравилось выполнение этого задания, поэтому мы можем идти дальше.
- Посмотрите, мы с вами пришли к пирамиде слогов
Логопед читает стихотворение и раздаёт детям карточки с изображением животных
«Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают: Как? Куда?
Помогите, детвора!»
На этой волшебной пирамиде несколько этажей, но вот на них никто пока не живёт.
- Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на первом этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трёх слогов.
- кто нарисован на твоей карточке? Сколько слогов в слове «лев»? (ребёнок отвечает)
- Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного?(1)
- Почему? (в слове «лев» 1 слог).
Затем каждый ребёнок подходит к дому со своей карточкой, располагает её на нужном этаже и комментирует свой выбор. В конце вместе с детьми подводим итог задания.
-Ребята, а кто у нас живёт на 1этаже?(животные, название которых состоит из одного слога).А на 3 этаже?
- Молодцы, ребята, правильно разместили животных по этажам.
-Нам пора поторопится.
5. Физминутка.
«Король наш потянулся, руки в стороны,
В кулачок и на бочок
Левую руку вверх-вниз
Правую руку вверх-вниз
Влево нагнулись, вправо нагнулись
Руки в стороны, в локтях сгибаются
А в плечах вращаются
Руки опустили, вдохнули носом,
Выдохнули ртом»
6. Игра «Буква потерялась»
- Мы опять никак не можем попасть в страну «Грамотейка», потому - что на нашем пути новое препятствие. Посмотрите, здесь написаны слова, у которых первая буква потерялась. надо ее найти.
На доске записаны слова: тарелка, стул, посуда, рыба, куртка, шкаф, ложка, жираф, вилка
- Молодцы, теперь мы можем идти дальше.
7. Звуковой анализ слова.
- Посмотрите, здесь снова какое-то письмо. В нем предлагается отгадать загадку. И надо сделать звуковой анализ слова.
На опушке,
на дорожке
стоит дом
на курьих ножках. (изба)
После того, как дети проанализируют его, звучит музыка и дети попадают в страну «Грамотейка».
8. Итог ООД
- Дети, где мы с вами были?
- Что делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- А какие задания вы бы хотели повторить еще раз?
Детям вручаются медали «Юным грамотеям». Логопед благодарит детей за работу.
Татьяна Гарнышева
Образовательные:
Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
Совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
Создать хорошее настроение;
Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
Поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа:
звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Организация занятия:
1- ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.
Материал:
Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для составления слова.
Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».
Ход занятия:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! солнцу и птицам.
Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.
Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.
Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).
Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?
(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)
Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.
Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).
Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).
Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».
Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).
Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.
(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)
Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.
С, О, Л, Н - СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.
«Много с буквами хлопот
Уж, такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят».
СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).
Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).
Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.
Помогите мне найти свой домик.
Молодцы, займите свои места за столами.
«Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что видит только глаз –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами».
Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).
- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.
Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)
А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)
Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).
Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).
Звук З – согласный, звонкий, мягкий.
Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.
Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)
Какие это звуки? (и, а).
Какой гласный находится в середине слова? (И)
Где находится звук «а»? (в конце слова)
Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).
Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).
На какой слог падает ударение? (МА).
Назовите безударный слог? (ЗИ)
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.
(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы).
У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.
ГРУ. ША МА. ЛЫШ
МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. А
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА).
Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова).
Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).
Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.
Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ).
Какой знак ставится в конце предложения? (точка).
А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!)
Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.,)
Решение ребуса:
К Л О В В О Л К В А С О С О В А
4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4
Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.
СО. КА МА. НА
DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ
Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
Какое задание понравилось больше всего?
Какое занятие показалось трудным?
Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Ведь грамота - ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать».
Спасибо вам за работу!
Надие Тейфукова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В поисках Азбуки » .
(открытое итоговое занятие )
Цель : Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте .
Задачи :
Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов ;
Закрепить умения делить слова на слоги;
Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
Уточнять понятия «звук» и «буква» ;
Развивать внимание, память, мышление;
Закрепить умение работать у доски;
Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.
Материал для занятия :
конверты с заданиями, два ключа : один разделен на три части, другой -целый, книга «Азбука » , доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного,зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Приветствие друг друга :
Придумано кем-то,
Просто и мудро,
При встрече здороваться,
Доброе утро солнце и птицы,
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель : Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку , чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь эту её похитил Карабас - Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».
В конверте лежат и задания от Карабаса - Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?
Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика . Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе :
«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди !»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Карабаса, давайте произнесем наш девиз, чтобы мы с легкостью выполнили все задания :
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Выполним обязательно,
Все задания Карабаса.
Садятся на стулья.
У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?
Конверт №1 «Предложение»
1 задание. Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.
1. Юркий воробей собирать крошки.
2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
3. Машина взял мальчик.
4. Дети участок гуляют весной на.
Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения) .
2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки) .
Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности,и затем по ним составьте небольшой рассказ.
Молодцы! С заданием из первого конверта вы справились
Достаю из конверта часть изображения, и выставляю его на мольберт.
А какой конверт мы откроем следующий. Второе задание от Карабаса - Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.
Конверт №2 «Слово»
3 задание.
Вы знаете уже много слов. Назови какие слова ты знаешь :
1. Как можно одним словом назвать следующие слова
Мячик,кукла,кубики,зайчик,машинка (игрушки)
Дуб,береза,ясень,осина,бук (деревья)
Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)
Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)
Тарелка,чашка,бокал,кастрюля,блюдце (посуда)
2. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая) .
3. Подберите слова, противоположные по смыслу : длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.
Воспитатель :А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного» : У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т. д.
4. Согласование числительных с существительными
(берем мяч) .
Ребята давайте посчитаем –
Один утюг, два утюга, пять утюгов.
Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.
Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.
Одна кровать, две кровати, пять кроватей.
Один топор, два топора, пять топоров.
Одна кисть, две кисти, пять кистей.
Одна гитара, две гитары, пять гитар.
Один петух, два петуха, пять петухов.
Физкультминутка :
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Потянуться, опуститься,
И на место тихо сесть.
5. Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились! Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.
Конверт №3 «Звук и буква» .
А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Игра «Телевизор» .Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось :
1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
3. Ба – ба - ба – на избе была труба. (звук Б)
Бу – бу – бу - побелили мы трубу.
4. Пароход гудит трубой, (звук У)
Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко :
«У-У-У!»
5. «У меня прекрасный слух!» - (звук К)
Кукарекает петух.
«Ко-ко-ко!» - наседка вторит –
«Станешь ты артистом вскоре!»
«Ко-ко-ко!»
6. Анечка упала на пол, (звук А)
Кот ладошку расцарапал,
И не ладится игра,
Аня громко плачет : А-А-А!
Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА .
А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки ? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!
А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»
Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук – хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!
Нам сейчас предстоит сложное задание,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз :
В нашем садике,как в сказке (моргают глазками)
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)
А волшебные очки,очень озорные!
Через них,смотря вокруг, (круговые движения)
Узнаешь,что это жук!
А вот сороконожка,гуляет по дорожке!
Там бабочка порхает, (посмотреть налево)
Цветочек расцветает, (посмотреть направо)
Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)
Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)
Нам нужно разгадать ребус, какие буквы вы там видите? Если увидели, подходим и показываем!
Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа) . И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик) . Правильно мы его расколдовали.
А что можно открыть золотым ключиком? (дверь) . Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём) .
Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.
Пальчиковая гимнастика «Замок» .
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог.
Повертели, покрутили,
Потянули и открыли.
Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку , нужно произнести волшебные слова,чтобы снова оказаться в нашем родном садике :
«Раз,два,три, в группу нашу нас веди !»
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку ? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?
Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим : «Спасибо!» Занятие закончено .
Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край
Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Звук [ч’], буква Ч.
Цели:
Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;
Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;
Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;
Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;
Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.
Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).
Ход занятия
1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.
2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.
Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.
Итак, ребята, за работу!
3. Актуализация знаний.
На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)
Произнесем ее вместе медленно.
Теперь произнесем ее быстро.
Какой звук встречается чаще других?
Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?
Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)
Молодцы!
Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.
4. Работа по теме занятия.
Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.
Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. (кузнечик)
Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?
Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)
Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.
Какой звук мы с вами сейчас произносили?
Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?
Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)
Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)
5. Физминутка на ковриках.
Мы на коврике стоим,
Во все стороны глядим,
Вправо, влево, вверх и вниз,
Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)
Выше руки поднимай,
Вправо, влево покачай.
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)
Вправо, влево повернись,
И соседу улыбнись.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)
Вправо, влево наклонись,
Наклоняйся, не ленись,
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)
А теперь пойдем вприсядку,
Мы веселые ребятки,
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Выполняют полуприседания)
А теперь мы все поскачем,
Как веселый звонкий мячик.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Прыжки)
Руки выше подними,
Только носиком дыши.
Вот так, еще раз,
И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)
6) Продолжение работы по теме занятия.
Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.
Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.
Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)
Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)
Удалось вам получше запомнить букву Ч?
А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)
Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.
Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.
7) Музыкальная физминутка.
8) Закрепление полученных знаний.
Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].
Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)
Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.
Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.
9) Итог занятия. Рефлексия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?
Какой буквой обозначается?
Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?
Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?
Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!
Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.
Воспитатель:
Незнайка пишет, что попал
в страну «Умников и умниц» где царствует царица
Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку
поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался
играть с царицей, потому что он не знает что такое
«речь» и «речевые игры». На что царица очень
рассердилась и приказала заточить Незнайку в
высокой башне, но пообещала выпустить его, если
мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания,
которые нам приготовила царица Грамота. Ну что,
вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы
детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания,
давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она
состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь
состоит из предложений. Предложения состоят из
слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги
состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все
задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.
Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и
вправо (дети выполняют движения язычком 3-4
раза).
А теперь проговорим скороговорку «Как у
горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети
проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро
и медленно).
1 задание: Звуковой анализ слова
Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).
– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
М’
– согласный, мягкий, звонкий звук,
отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К
– согласный, твердый, глухой звук,
отмечаем синей фишкой.
А
– гласный звук, отмечаем красной
фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом
ставим черную фишку.
2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)
3 задание: Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.
Физкультминутка
4 задание: Расшифруй слово
Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
5 задание: Составь предложение
Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.
6 задание: Прочитай слово
Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Воспитатель: Молодцы!
Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.