Национальные тенденции развития межнациональных отношений. Конституционные основы государственной
Тема открытого урока:
Этнические общности и межнациональные отношения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
ТИП урока: комбинированный
Оборудование: проектор, экран, компьютер, схемы, пакет документов, Конституция РФ. Выставка книг о национальных отношениях сотрудниками библиотеки техникума.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
Познакомиться с основными признаками этноса и нации, с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений.
Раскрыть сущность и тенденции в развитии межнационального сотрудничества.
Объяснить причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления.
Охарактеризовать основные принципы национальной политики РФ.
Развивающие:
Развивать умения работать с документами, осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, осуществлять проектную деятельность.
Воспитывающие:
Формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности проявления национализма, расизма, антисемитизма в межнациональных отношениях.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.
Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения.
Создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель - ученик, ученик - ученик.
Целеполагание и мотивация.
Н.А. Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть». Насколько прав был философ» мы узнаем о сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики сегодня на уроке. Объявляется тема урока.
Актуализация.
Вопрос обучающимся: Какие примеры о сложностях в межэтнических отношениях они могут привести, делая экскурс либо в историю, либо современность?
"К сожалению, сейчас во многих регионах мира вновь поднимает голову и неофашизм, к власти рвутся радикальные националисты. Набирают силу и антисемитизм, мы видим и проявления русофобии. Нужно задаться вопросом, почему это происходит и что является этому причиной? - сказал президент России Путин В.В. на церемонии 100- летней годовщины в память о жертвах геноцида армян. - При любом действии в критически важных регионах мира нужно прежде всего подумать о том, что будет дальше, подумать о последствиях". Вспоминая трагические события минувших лет, президент отметил, что "мы должны с оптимизмом смотреть вперед, верить в идеалы дружбы, добрососедства и взаимовыручки, учиться доброте и согласию, умению уважать друг друга, уважать интересы друг друга". "Только так можно сделать мир лучше, стабильнее и безопаснее", - заключил он.
ПЛАН УРОКА
Первичное усвоение материала.
1. Этническая общность и её виды. Этническое многообразие.
Работа с понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, социальная общность. Все понятия вводятся на экран, записываются в тетрадь студентами.
Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей. Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.
Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.
Признаки этноса:
1. Общность территории,
2. Единый язык общения,
3. Культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.
СХЕМА
Четыре исторических типа этноса
Род
Племя
Народность
Нация
Род - это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) - наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.
По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена.
Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.
Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.
Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства. Становление народности - важный этап развития этноса. В то же время, это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса - нация.
Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV-XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. - после создания Германской империи и единого итальянского государства.
Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает - именно благодаря своей многочисленности - ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принципы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.
Этническое многообразие
В мире насчитывается около 5000 этносов, 700 из них нации, в России – более 100 (наций – 30)
Географическая классификация
Языковая (языковые семьи)
Антропологическая классификация (расы)
Народы Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании
Афразийская
Картвельская (Грузия)
Индоевропейская
Дравидская (Юг Индии)
Уральская
Алтайская
Европеоиды
Монголоиды
Негроиды
Австралоиды
Осознание и осмысление учебной информации.
2. Межэтнические отношения. Основные тенденции их развития:
а) межэтническое сотрудничество,
б) межнациональные конфликты.
В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.
Два уровня межэтнических отношений
Первый уровень
Второй уровень
Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре и т.д.
Межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения – трудовом, семейно-бытовом, образовательном
Эти 2 уровня изучают с Х I Х века этнология и конфликтология.
Межнациональные отношения:
1. Находят своё выражение в человеческих чувствах.
2. Зависят от индивидуального поведения и его мотивации: личного опыта, влияния семьи, овладения культурными нормами и т.д.
Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили 2 основные тенденции:
СХЕМА
Основные тенденции развития межэтнических отношений
межнациональная дифференциация
межнациональная интеграция
Процесс разъединения, противостояния, разделения различных наций
1) Самоизоляция в целом
2) Протекционизм в экономике
3) Национализм в различных формах
4) Религиозный фанатизм
Процесс постепенного объединения этносов:
1) Экономические и политические союзы
2. ТНК
3. Межкультурные центры
4. Взаимопроникновение религий и культур
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Студенты приводят примеры межнациональной дифференциации и межнациональной интеграции.
Студенты работают с текстом учебника и выявляют причины межнациональных конфликтов.
По ходу проверки работы на доске выстраивается схема.
СХЕМА
Причины межнациональных конфликтов
Существование отсталости при усложнении социально-экономического развития стран мира
Непродуманная или намеренная экстремистская политика
Колониальное наследие
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов
СХЕМА
Типы межнациональных конфликтов
Государственно-правовой
Этнотерриториальный
Этнодемографический
Социально-психологический
СХЕМА
Формы национальной идеологии
Национализм
Интернационализм
Космополитизм
3. Регулирование межэтнических отношений.
Мировой опыт «тушения» межнациональных «пожаров» различен: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил.
Как вы считаете, в чем выражается позиция этнического превосходства?
Почему идеи превосходства одних народов над другими до сих пор являются популярными?
Каковы истоки фашистской идеологии и опасен ли фашизм в современную эпоху? Приведите примеры.
Применение знаний и умений.
Студентам предлагается для ознакомления документ «Этика межнациональных отношений» В.С. Соловьёва. После знакомства с документом проводится дискуссия.
Что означают слова «этическая любовь», «любовь одобрения»? Какой известный вам моральный закон лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений?
Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными и почему? Существуют ли, на ваш взгляд, пути их решения?
4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.
Работа с Конституций РФ. Статьи 2, 13, 19, 26, 29, 68.
Вопрос студентам:
Какие 2 установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции?
Проанализировать данные статьи и определить, как Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности?
Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ?
Какой язык считается государственным на территории РФ?
Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?
Систематизация знаний и умений.
Совместно со студентами делается вывод:
В основе демократической национальной политики лежат:
1) принцип уважительного отношения к людям, представляющим любую этническую общность;
2) установка на сотрудничество и сближение народов, переключение с национально-территориального направления на культурно-просветительное.
Проверка уровня усвоения знаний и умений.
ТЕСТИРОВАНИЕ
1. К исторически сложившимся этническим общностям относятся
1 ) народности 2) классы 3) государства 4) сословия
2. Распад империй и образование национальных государств - это проявление
1) межнациональной интеграции
2 ) национальной дифференциации
3) социальной интеграции
4) имущественной дифференциации
3. Единство территории и языка играет значительную роль в формировании
1) элиты 2) сословия 3 ) этноса 4) класса
4. Основа успешного решения национальных проблем - это
1) использование вооруженных сил
2) специализация регионов на выпуске определенной продукции
3) уважение прав и свобод граждан
4) компактное расселение представителей одной национальности
5. Какая общность имеет следующие признаки: единый язык, общую историческую память, обычаи, традиции?
1) профессиональная
2) этносоциальная
3) демографическая
4) территориальная
6. Тенденция к межнациональной интеграции ведет к
1) сепаратизму
2) усилению национальных особенностей
3) сближению народов
4) национальной изоляции
7. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
1) демографическому
2) этническому
3) территориальному
4) классовому
8. Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает
1) отказ от национального насилия во всех его формах
2) оказание военной помощи сепаратистам
3) курс на ослабление многонациональных государств
4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение
Домашнее задание
1. Написать эссе по одной из предложенных тем:
- «Нация, которая боролась за человечество, погибнуть не может!» Шандор Петёфи.
- "Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание". Н.А. Бердяев, русский философ.
- "Фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами". Э. Хемингуэй, американский писатель.
2. Выписать в тетрадь и объяснить следующие понятия: этноцентризм, фашизм, патриотизм, дискриминация, геноцид, национализм.
3. Проектная деятельность: Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать, т.е. представить свое видение решения межнациональных проблем.
Рефлексия.
На интерактивной доске выведен слайд, где обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.
Варианты:
1. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Особенно мне понравилось…";
"Сегодня мне удалось…";
"Было интересно…";
"Было трудно…".
"Каким было общение на уроке?
Занимательным, - познавательным, - интересным, - игровым, - необычным,- скучным, -радостным
Дружелюбным.
Литература
Конституция РФ.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитраного профилей: учебник: Рекоменд. «ФИРО».- 8-изд.,2012, 432 с.
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений.- 9-е изд. - М.: Академия. 2013. - 208 с.
Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособие для ссузов: допущено МО РФ / В.В. Касьянов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 414 с.- (Среднее профессиональное образование).
Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.
Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М., ВАКО, 2009. – 272 с.
Цифровые образовательные ресурсы ttp://www.biblioklub.ru
WWW.Studentlabrary.ru
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважительное отношение к людям, представляющим любую этническую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:
Пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо
та о сохранении исторически сложившегося государственно
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;
Политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен
ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).
В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:
Равенство прав и свобод человека и гражданина незави
симо от его расы, национальности, языка;
Запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;
Сохранение исторически сложившейся целостности Рос
сийской Федерации;
Равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен
ной власти;
Гарантия прав коренных малочисленных народов;
Право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде
ния;
Содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;
Своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;
Запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
Защита прав и интересов граждан Российской Федера
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.
НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика.
ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.
Проверьте себя
1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В документах ООН указывается, что толерантность яв
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру
емое на основе признания универсальных прав и свобод че
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.
2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.
3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй
те свои взгляды.
4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?
5. Анализируя основную тенденцию современной полити
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола
гают, что она состоит в переключении с национально-терри
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.
Этнонационализм в постсоветских государствах
Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые
Национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.
Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...
Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.
Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.
НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-
Ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.
Об этом спорят
Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?
Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от-ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи-тельное отношение к людям, представляющим любую этни-ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:
пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо-
та о сохранении исторически сложившегося государственно
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;
политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен
ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека неза-висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю-дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита-ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста-навливать свои государственные языки, употребляемые на-ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен-ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).
В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:
равенство прав и свобод человека и гражданина незави
симо от его расы, национальности, языка;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Рос
сийской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен
ной власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов;
право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде
ния;
содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Федера
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.
НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни-ческие конфликты, национальная политика.
ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант-ность.
Проверьте себя
1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.
Подумайте, обсудите, сделайте
В документах ООН указывается, что толерантность яв
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру
емое на основе признания универсальных прав и свобод че
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.
Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.
Ученые полагают, что человечество, становясь все бо
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй
те свои взгляды.
Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?
Анализируя основную тенденцию современной полити
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола
гают, что она состоит в переключении с национально-терри
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.
Этнонационализм в постсоветских государствах
Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые
национальные движения в мирных политических и куль-турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.
Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред-ставителей одной этнической группы, изменить демографи-ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага-ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт-ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...
Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.
Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.
НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-
ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.
Об этом спорят
Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?
- Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях.
- Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций.
- В чем заключается сущность межнационального сотрудничества.
- Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины.
- Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов.
- Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.
2. Объясните, почему сегодня особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.
3. Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общественного развития ХХ и начала XXI в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.
4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?
5. Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения? Свой ответ аргументируйте.
Поработайте с источником
Прочитайте фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова. Зтнонационализм в постсоветских государствах Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.
Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецессию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...
Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнонации. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.
Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования
по социально-культурной антропологии. - М. 2003. - С. 319 - 320.
Вопросы и задания к источнику
- Что такое этнонационализм?
- В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений?
- Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства.
- Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов?
- В чем состоит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа?
- Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии гражданской культуры, стабилизация социально- экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
Об этом спорят
Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторические условия развития России и приверженность многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?
Тема урока . Межэтнические отношения и национальная политика .
Тип урока : изучение нового материала
Цели : 1) познакомить с уровнями межэтнических отношений , тенденциями в развитии межэтнических отношений , показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;
2) развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи , вести беседу;
3) Воспитывать толерантность, формировать негативное отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.
Основные понятия и термины : межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.
Оборудование : раздаточный материал (пакет документов , тестовые задания), схемы, ученические презентации.
Оформление доски : запись темы урока, высказывание философа Н.А. Бердяева, проблемного вопроса «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?», основных понятий и терминов.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа .
- Вспомните и объясните понятие «этническая общность», назовите ее виды .
Учитель : Известный русский философ Н.А Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть»
- Подумайте, насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую
картину он нам рисует
?
О сложностях межэтнических отношений , тенденциях и проблемах национальной политики пойдет речь у нас на уроке.
Тема урока : «Межэтнические отношения и национальная политика».
В конце урока вы должны будете ответить на проблемный вопрос «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»
План урока.
Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.
Межэтническое сотрудничество. Межэтнические конфликты.
Регулирование межэтнических отношений.
III. Изучение нового материала.
1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.
- Вспомните, что такое межэтнические отношения?
Проблема межэтнических отношений достаточно многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы:
История и современная повседневная жизнь;
Культура;
Образование;
Социология;
Психология;
Экономические, политические, правовые отношения.
С середины XIX в. эту проблему исследует ЭТНОЛОГИЯ- наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
К каким выводам пришли этнологи?
Два уровня межэтнических отношений.
науке, искусстве и т.д. семейно-бытовом, образовательном.
1. Самоизоляция в целом. 1. Экономические и политические
2. Протекционизм в экономике. союзы.
Глобализация - исторический процесс сближения
2. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты
.
Работа в группах .
I группа - пункт 1 § 9 анализирует «Межэтническое сотрудничество»
Вопросы и задания:
1) Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество», в чем оно может проявляться?
2) Какие тенденции проявились в XX веке? Приведите примеры, подтверждающие наличие этих интеграционных процессов . II группа - пункт 1 § 9 анализирует «Межэтническое сотрудничество», но задания у групп разные.
Вопросы и задания:
1) Участвует ли Россия в интеграционном процессе? В чем это выражается?
2) Создайте схему участия России в интеграционном процессе .
III группа – пункт 2 § 9 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты»
Вопросы и задания:
Чем социальный конфликт отличается от конфликта между этническими общностями?
Назовите и проанализируйте основные причины следующих межнациональных конфликтов: территориальных, экономических, социальных, культурно-языковых .
IV группа - пункт 2 § 9 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты».
Вопросы и задания:
Что такое «сепаратизм»? Как вы относитесь к проблеме сепаратизма? Проанализируйте его природу.
Что такое «ксенофобия»? Проанализируйте его природу. Приведите примеры данного явления
Сообщения учащихся
с использованием презентаций об интеграционном процессе на примере Европейского Союза
и межнациональной дифференциации на примере Югославии.
3. Регулирование межэтнических отношений.
Учитель. В
настоящее время в мировой науке и практике накоплен значительный опыт по решению национальных конфликтов, выработан широкий арсенал средств «тушения» межнациональных «пожаров»: от организации переговорного процесса до физического разведения враждебных сторон посредством введения миротворческих сил. Это зависит:
От стадии самого конфликта (начало, кульминация или этап постепенного
Затухания противоборства);
Идеологических установок в национальном сознании;
Множества других факторов.
Несмотря на мировой опыт по решению национальных конфликтов идеи превосходства одних народов над другими до сих пор пользуются определенной популярностью. Человечество вновь и вновь задумывается над вопросом: «Что способствует разжиганию конфликтов в отношениях между народами, а что – преодолению?»
Перед вами документ «Этика межнациональных отношений», автор философ В.С Соловьев. Внимательно изучите документ и ответьте на вопросы:
Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между «психологической одинаковостью чувства» и «этическим равенством»? В чем тут различия?
Что означают слова «этническая любовь»? С чем она связана, как формируется, к чему ведет?
Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она не тождественна с чувствами к своему народу? Какой известный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу нравственной позиции В.С. Соловьева.
Беседа по вопросам .
1. Назовите уровни межэтнических отношений.
2. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества?
3. Что такое межэтнические конфликты?
4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему?
5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать для преодоления межнациональных конфликтов?
Тестовые задания
(6 учащихся)
V. Итог урока (рефлексия)
В начале урока был поставлен проблемный вопрос, ответьте на него:
«Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»
VI. Домашнее задание. Выучите § 9, вопросы стр.97, задание 4 стр. 98.
Приложение
Тестовые задания к уроку на тему « Межэтнические отношения и национальная политика»
Вариант 1
Тенденция к межнациональной интеграции ведет к
Б) усилению национальных особенностей
В) сближению народов
Г) национальной изоляции.
По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
Б) этническому
В) территориальному
Г) классовому.
К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции 1917г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем , что он русский. Это проявление признаков общности
Б) территориальной
В) этносоциальной
Г) конфессиональной
Наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды – это
В) этнология Г) этика.
Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает
Б) оказание военной помощи сепаратистам
В) курс на ослабление многонациональных государств
Г) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение.
Вариант 2.
1. Одной из причин напряженности в межнациональных отношениях является:
А) нарушение прав человека
Б) уважение к национальным обычаям
В) пресечение противоправной деятельности криминальных группировок
Г) поддержка национальной культуры.
2. Преодолению национальных противоречий способствует
А) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
Б) государственная поддержка малого бизнеса
В) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности Г) переход к рыночным методам ведения хозяйства.
3. Верны ли следующие суждения?
Межнациональное сотрудничество способствует
А. развитию национальной культуры.
Б) преодолению национальной ограниченности.
1) верно только А
2). Верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
Племена и народности – это
Б) исторические типы общества
В) социальные страты
Г) демографические группы
Исторический процесс сближения наций и народов , между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему – это
В) интеграция г) демократизация.
Документ
В.С. Соловьев «Этика межнациональных отношений ».
« Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)… то прямой логический вывод отсюда есть тот , что мы должны любить все народности, как свою собственную.
Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному… Разумеется
, такая этическая любовь связана с … пониманием … положительных особенностей… чужих наций, преодолев… бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности… Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним , этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки».
ЕС - процесс интеграции
Югославия – межнациональная дифференциация