Контроль за реализацией программы в доу. Оперативный контроль в доу Карты сравнительный контроль за работой воспитателя доу
Контроль в ДОУ как функция управления
(памятка для руководящих кадров ДОУ).
Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится на внешний и внутрисадовский (внутренний) контроль.
Параметры контроля |
Внешний контроль |
Внутренний контроль |
Цель контроля |
Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития |
Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи |
Маркетинговое исследование микрорайона: Расположение социально-культурных объектов; Социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста; Потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; Социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ |
Организационно-педагогической; Образовательной; Социально-психологической; Медико-социальной; Финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ |
|
Требования к контролю |
Руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ; Контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу; В процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение; Контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно; Необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами; После контроля должно происходить гласное подведение итогов; Контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива |
|
Алгоритм контроля |
Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников и других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций |
|
Работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала); Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда; Проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц; Качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ; Выполнение решений педагогического совета; Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах; Ведение документации педагогами и администрацией; Организация и осуществление работы с родителями; Финансово-хозяйственная деятельность ДОУ; Выборочный контроль за работой педагогов |
||
Состояние образовательного процесса в разных возрастных группах; Выполнение ООП ДОУ, внедрение новых педагогических технологий; Календарно- тематическое планирование и документация педагогов; Наличие и хранение детских работ; Повышение квалификации и аттестация педагогов |
Виды внутреннего контроля в ДОУ.
Вид контроля |
Разновидность контроля |
Примечание |
|||
Тематический контроль |
Тематическая проверка |
Привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно; Изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей; Выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ. |
Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность - от 1 до 3 дней. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
||
Итоговый контроль |
За квартал |
Оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи. |
Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает: Освоение детьми ООП ДОУ; Условия, созданные для педагогиче-ской деятельности; Уровень педагогического мастер-ства педагогов. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
||
За полугодие |
Оценка результатов работы за полугодие на педсовете. |
||||
За учебный год |
Выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года. |
||||
Персональный контроль |
Изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства; Выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме. |
Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
|||
Вид контроля |
Разновидность контроля |
Примечание |
|||
Фронтальный контроль |
Предварительный контроль |
Получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления. |
При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотруд-ников, оснащение педагогического про-цесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогиче-ской квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, планерках, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующей, на заседания местного комитета |
||
Текущий контроль |
Выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя Установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка: физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического. В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. |
||||
Итоговый контроль |
Комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования, Выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ). |
||||
Оперативный контроль |
Предупредительный контроль |
Профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ. Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта). Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. |
Вид контроля |
Разновидность контроля |
Примечание |
||
Оперативный контроль |
Экспресс-диагностика |
Быстрый информативный сбор требуемых данных. С целью определения срезовых результатов освоения детьми ООП детей за определенный промежуток времени по разным видам деятельности с детьми организуются итоговые виды НОД. |
Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе. О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее. |
|
Выборочный (эпизодический) контроль |
Выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований; Установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ООП. Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению НОД, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе). Основные формы контроля: просмотр НОД или других видов образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы. |
|||
Сравнительный кон-троль |
Контроль работы воспитателей двух параллельных групп |
Сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп. |
Контроль осуществляется администра-цией ДОУ. |
|
Контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы |
Выявление разницы в работе воспитателей одной группы. |
|||
Взаимоконтроль (взаимопосещение) |
Развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого; Распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса. |
Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации. Педагогами ведутся тет-ради взаимоконтроля (взаимопосеще-ний). |
||
Самоконтроль |
Предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов. |
Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов. |
Тематический контроль.
Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.
Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.
Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:
- с улучшением учебно-воспитательного процесса,
- ростом профессионального мастерства педагогов,
- созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,
- укреплением связей с родителями и т.п.
2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
Формы плана могут быть самые разные.
По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.
3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Задача старшего воспитателя — поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете . В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам , которые мы обозначили в плане тематического контроля.
Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки .
Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки , разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.
Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.
Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.
Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию и лицензированию.
I . Первая часть - вводная . В ней содержатся материалы, отвечающие на вопросы: «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:
Предмет изучения;
Сроки изучения;
Тема контроля;
Цель и объект контроля;
Методы контроля;
Кто проверяет.
Пример.
«Согласно годовому плану работы МДОУ «Детский сад № 4» на 2011 - 2012 учебный год в период с 24 по 28 февраля 2011 года был проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в средней группе № 1 и старшей группе № 1»
Цели контроля:
- выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,
- наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.
Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в средней группе № 1 и средней группе № 2.
Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.
Проверяющий: заведующий Иванова А.А. (старший воспитатель, психолог, воспитатель…) МДОУ «Детский сад № 4».
II . Вторая часть - аналитическая . Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».
Здесь рассматриваются:
- общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;
- достоинства и недостатки его решения;
- факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;
- установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.
В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.
Пример . «В обследовании приняли участие 20 детей средней группы № 1, 20 детей средней группы № 2. В ходе тематической проверки были выявлены следующие количественные показатели (Таблица 1): (ниже приводится таблица)…(это количественный анализ результатов проверки).
Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:
У 80% детей средней группы № 1 и у 82% детей старшей группы № 1 сформированы навыки культуры поведения в быту;
В средней группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне - у 35% детей, на среднем уровне - у 45%, на низком уровне - у 20% детей, что обусловлено…
В старшей группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне - у 45% детей, на среднем уровне - у 37% детей, на низком уровне - у 18% детей, что свидетельствует об … (это качественный анализ результатов проверки).
III . Третья часть - заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:
Обобщить результаты анализа, сделать выводы ;
Указать сроки и формы подведения итогов;
Поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;
Проставить дату составления справки
Оперативный (текущий) контроль.
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:
Вопросы контроля |
Возрастные группы, недели месяца |
|||||||||||||||
Подготовительная |
||||||||||||||||
Примерные вопросы для оперативного контроля.
- Вопросы, требующие постоянного контроля.
Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;
Осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;
Результаты медицинского осмотра детей;
Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;
Организация питания;
Посещаемость;
Выполнение режима дня;
Выполнение санэпидрежима;
Вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;
Повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;
Работа с молодыми воспитателями, наставничество;
Соблюдение здорового психологического климата в коллективе;
Работа с неблагополучными семьями;
Соблюдение правил внутреннего распорядка;
Техника безопасности;
Сохранность имущества;
Укрепление материальной базы;
Финансово-хозяйственная деятельность.
Анализ заболеваемости;
Выполнение натуральных норм питания;
Выполнение плана по детодням;
Проведение физкультурных досугов и развлечений;
Состояние документации в группах;
Анализ детских работ по ОО «Художественное творчество»;
Выполнение решений педсовета;
Документация и отчетность подотчетных лиц;
Снятие остатков продуктов питания;
Проведение дней методической учебы педагогических кадров;
Уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;
Подведение итогов смотров и конкурсов.
Участие педагогов в работе методических объединений;
Анализ детской заболеваемости;
Проведение дней здоровья;
Уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;
Выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);
Циклограмма оперативного контроля работы МКДОУ «Детский сад Солнышко»
на ___2015-2016___________ учебный год
Вопросы контроля |
Месяцы |
|||||||||
Санитарное состояние |
||||||||||
Охрана жизни и здоровья |
||||||||||
Анализ травматизма |
||||||||||
Анализ заболеваемости |
||||||||||
Выполнение режима прогулки |
||||||||||
Культурно-гигиенические навыки при питании |
||||||||||
Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании |
||||||||||
Культурно-гигиенические навыки при умывании |
||||||||||
Режим проветривания |
||||||||||
Проведение закаливающих процедур |
||||||||||
Проведение фильтра |
||||||||||
Проведение развлечений |
||||||||||
Подготовка воспитателей к занятиям |
||||||||||
Оборудование для сюжетно-ролевых игр |
||||||||||
Оборудование для театрализованной деятельности |
||||||||||
Наличие дидактических игр по задачам программы |
||||||||||
План воспитательно-образовательной работы с детьми |
||||||||||
Наглядная педагогическая пропаганда |
||||||||||
Проведение родительских собраний |
План и результаты оперативного контроля
на январь 2015 - 2016 учебного года
1 2 3 4 5 группы
Оценка: О - отлично Выводы: __________________________________________________________________________
Х - хорошо ___________________________________________________________________________________ У - удовлетворительно ___________________________________________________________________________________
П - плохо ____________________________________________________________________________
Оксана Коршунова
Контроль в дошкольном образовательном учреждении
Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация контроля в дошкольном образовательном уч-реждении. Представленные ниже схемы контроля воспитательно - образовательного процесса помогут старшему воспитателю быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля. А уже готовые набранные схемы помогут сэкономить время. Воспитателям стоит ознакомиться с данными материалами, чтобы иметь представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке пед. процесса администрацией ДОУ или другим контролирующим органом.
Я в своей работе применяю все виды контроля:
Виды и цели контроля
Тематический - привлечь внимание коллектива к определенным задачам:
-Итоговый – подвести итоги работы педколлектива за определенный промежуток времени;
-Персональный – изучить систему работы для ППО, выявление состояния работы по устранению недочетов по теме;
Фронтальный - всесторонняя, глубокая проверка деятельности воспитателей и ДОУ в целом:
-Предварительный – первичное представление о состоянии деятельности ДОУ;
-Текущий – получить общее представление о работе педагога; -Итоговый – комплексная оценка деятельности ДОУ;Выявление готовности детей к обучению в школе.
Самоконтроль - изучение и обобщение опыта, оказание методической поддержки и помощи:
Работа на доверии.
Частичный контроль с коррекцией деятельности.
Оперативный - выявление состояния работы педколлектива, воспитателей на определенном этапе:
-Предупредительный – предупреждение недостатков, отбор рациональных методов работы.
-Экспресс-диагностика – информационный сбор данных (анкетирование, тестирование, срезы).
-Выборочный – состояние работы по разделам программы, отдельным задачам.
Сравнительный - сопоставление результатов работы воспитателей по различным направлениям:
Работа воспитателей в 2-х параллельных группах;
Работа воспитателей одной группы;
-Взаимоконтроль – анализ и оценка пед. процесса воспитателя параллельной группы или др. группы.
План контроля воспитательно-образовательного процесса
на 2013 – 2014 учебный год.
Сентябрь
Оперативный контроль
1. Готовность кабинетов и групп к учебному году.
Проверить состояние предметно-развивающей среды и определить ее соответствие требованиям ФГТ, Образовательной программе, санитарным требованиям.
Изучить документацию работников детского сада и определить готовность сотрудников к новому учебному году.
Определить соответствие окружающей среды требованиям охраны труда и техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.
Вопросы для контроля:
1. Организация игровой развивающей среды.
2. Наличие зон учебной деятельности.
3. Наличие наглядной агитации для родителей.
4. Организация предметно-развивающей среды в кабинетах, залах.
5. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности, противопожарного состояния. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
Октябрь
Оперативный контроль:
Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших
(сравнительный контроль параллельных групп)
Выполнение санэпидрежима;
подготовка и проведение родительских собраний;
Сравнительный контроль:
Выполнение требований ФГТ к оборудованию групповых помещений логопедических групп.
Тематический контроль:
Состояние работы коллектива по формированию единого здоровьесберегающего пространства
семьи, детского сада, социума. Контроль состояния коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Предупредительный контроль
за работой молодых специалистов:
Подготовка и проведение совместной деятельности
Вопросы для контроля:
1. Соответствие содержания возрастным особенностям детей.
2. Использование атрибутов.
3. Эстетика атрибутов.
4. Роль воспитателя.
5. Привлечение к игре малоактивных детей.
6. Результативность проведения.
Ноябрь
Оперативный контроль:
Индивидуальный подход к детям.
Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп)
Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;
Выполнение санэпидрежима;
Календарное планирование работы в группах.
Предупредительный контроль:
за работой медицинской сестры:
Осмотр и прием детей
Осуществление контроля за соблюдением норм и качества продуктов.
Контроль заболеваемости. Проведение анализа заболеваемости.
Сбор детей на прогулку.
Сравнительный контроль:
работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.
Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в подготовительных группах.
Тематический контроль:
Состояние работы п формированию навыков личной безопасности через обучение ОБЖ. Развитие новых форм дошкольного образования., кружковая работа в детском саду.
Декабрь
Оперативный контроль:
Подготовка и проведение рождественских и крещенских праздников с детьми.
Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния на пищеблоке.
Выполнение санэпидрежима.
Перспективное и календарное планирование работы в группах.
Предупредительный контроль:
За работой помощников воспитателей:
Помощь в подготовке и проведении занятий
Сбор детей на прогулку.
Тематический контроль:
Состояние работы по развитию познавательно-речевого развития детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
Сравнительный контроль:
Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе.
Январь
Оперативный контроль:
Культурно-гигиенические навыки детей во
время приема пищи (средние, старшие группы)
Выполнение санэпидрежима;
Оформление родительских уголков, стендов, папок-передвижек и т. д.
Календарное планирование.
Перспективное планирование.
Анализ причин отсутствия детей.
Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших и средних группах)
Тематическое и календарное планирование.
Предупредительный контроль:
Реализации образовательной программы.
За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации.
За работой членов ПМПк детского сада за отбором и подготовкой документации для обучения детей в логопедических группах.
Тематический контроль:
Состояние работы по сотрудничеству детского сада, семьи и школы, других организаций с целью формирования у детей интегративных качеств.
Февраль
Оперативный контроль:
За соблюдением режима дня.
Проведением прогулок
Выполнение санэпидрежима;
Календарное планирование работы по патриотическому воспитанию.
Сравнительный контроль:
Оформление участков, материал для прогулки зимой.
Тематический контроль:
Состояние работы по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности. Кружковая работа.
Март
Оперативный контроль:
За подбором материала и оформлением уголков патриотического воспитания.
Проведением прогулок
За соответствием мебели росту и индивидуальным особенностям детей;
Подготовка и проведение дня открытых дверей.
Календарное планирование работы в группах.
Предупредительный контроль
За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации продуктов.
Сравнительный контроль:
Оформление участков,
Выносной материал для прогулки.
Тематический контроль:
Состояние работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Апрель
Оперативный контроль:
За выполнением утренней и коррегирующей гимнастики.
Соблюдение санитарных требований при проведении непосредственно образовательной деятельности.
Выполнение санэпидрежима;
Подготовка и проведение родительских собраний;
Сравнительный контроль:
Работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.
Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в младших группах.
Тематический контроль:
Предупредительный контроль
За работой помощников воспитателей:
Помощь в подготовке и проведении занятий;
Сбор и сопровождение детей на прогулку.
Оперативный контроль:
индивидуальный подход к детям;
Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;
Выполнение санэпидрежима;
подготовка и проведение режимных моментов.
Проведение анализа результативности освоения программных знаний.
Сравнительный контроль:
Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп).
Тематический контроль:
Результаты выполнение программ по возрастным группам и детскому саду.
Предупредительный контроль:
За работой помощников воспитателей:
Помощь в подготовке и проведении НОД
Сбор детей на прогулку.
Виды контроля в дошкольном образовательном учреждении
Л.А. Васильева,
заведующий ГБДОУ детского сада №115 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится
на внешний и внутрисадовский (внутренний) контроль.
Параметры контроля | Внешний контроль | Внутренний контроль |
Цель контроля | Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития | Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи |
Маркетинговое исследование микрорайона: Расположение социально-культурных объектов; Социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста; Потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; Социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ | Организационно-педагогической; Образовательной; Социально-психологической; Медико-социальной; Финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ |
|
Требования к контролю | Руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ; Контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу; В процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение; Контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно; Необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами; После контроля должно происходить гласное подведение итогов; Контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива |
|
Алгоритм контроля | Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников, родителей)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций |
|
Работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала); Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда; Проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц; Качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ; Выполнение решений педагогического совета; Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах; Ведение документации педагогами и администрацией; Организация и осуществление работы с родителями; Финансово-хозяйственная деятельность ДОУ; Выборочный контроль за работой педагогов |
||
Состояние образовательного процесса в разных возрастных группах; Выполнение ОП ДО, внедрение новых педагогических технологий; Календарно- тематическое планирование и документация педагогов; Наличие и хранение детских работ; Повышение квалификации и аттестация педагогов |
Виды внутреннего контроля в ДОУ.
Вид контроля | Разновидность контроля | Примечание |
|||
Тематический контроль | Тематическая проверка | Привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно; Изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей; Выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ. | Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность – от 1 до 3 дней. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
||
Итоговый контроль | За квартал | Оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи. | Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает: Освоение детьми ОП ДО; Условия, созданные для педагогической деятельности; Уровень педагогического мастерства педагогов. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
||
За полугодие | Оценка результатов работы за полугодие на педсовете. |
||||
За учебный год | Выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года. |
||||
Персональный контроль | Изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства; Выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме. | Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
|||
Вид контроля | Разновидность контроля | Примечание |
|||
Фронтальный контроль | Предварительный контроль | Получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления. | При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующего. |
||
Текущий контроль | Выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя Установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка. В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. |
||||
Итоговый контроль | Комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования, Выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ). |
||||
Оперативный контроль | Предупредительный контроль | Профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ. Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта). Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. |
Вид контроля | Разновидность контроля | Примечание |
||
Оперативный контроль | Экспресс-диагностика | Быстрый информативный сбор требуемых данных. | Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе. О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее. |
|
Выборочный (эпизодический) контроль | Выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований; Установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ОП ДО. Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе). Основные формы контроля: просмотр образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы. |
|||
Сравнительный контроль | Контроль работы воспитателей двух параллельных групп | Сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп. | Контроль осуществляется администрацией ДОУ. |
|
Контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы | Выявление разницы в работе воспитателей одной группы. |
|||
Взаимоконтроль (взаимопосещение) | Развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого; Распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса. | Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации. |
||
Самоконтроль | Предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов. | Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов. |
Тематический контроль.
Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.
Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.
Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:
с улучшением учебно-воспитательного процесса,
ростом профессионального мастерства педагогов,
созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,
укреплением связей с родителями и т.п.
2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
Формы плана могут быть самые разные.
По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.
1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.
2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.
3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.
4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.
5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.
3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В тематическом контроле, кроме заведующего и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Задача старшего воспитателя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете . В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам , которые мы обозначили в плане тематического контроля.
Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки .
Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки , разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.
Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.
Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.
Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию.
по итогам контроля.
I . Первая часть–вводная . «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:
Предмет изучения;
Сроки изучения;
Тема контроля;
Цель и объект контроля;
Методы контроля;
Кто проверяет.
Пример. «Согласно годовому плану работы на 20 – 20 учебный год в период с.. по … проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в группе …»
Цели контроля:
выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,
наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.
Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в группе...
Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.
Проверяющий: … (заведующий, старший воспитатель, воспитатель…)
II . Вторая часть – аналитическая . Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».
Здесь рассматриваются:
- общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;
- достоинства и недостатки его решения;
- факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;
- установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.
В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.
Пример . «В обследовании приняли участие … детей средней группы…, … детей средней группы …. В ходе тематической проверки были выявлены следующие показатели …
Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:
У 80% детей средней группы … и у 82% детей старшей группы … сформированы навыки культуры поведения в быту;
В средней группе … навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено…
III . Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:
Обобщить результаты анализа, сделать выводы ;
Указать сроки и формы подведения итогов;
Поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;
Проставить дату составления справки
Оперативный (текущий) контроль.
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:
Вопросы контроля | Возрастные группы, недели месяца |
|||||||||||||||
Подготовительная |
||||||||||||||||
Примерные вопросы для оперативного контроля.
Вопросы, требующие постоянного контроля.
Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;
Осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;
Результаты медицинского осмотра детей;
Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;
Организация питания;
Посещаемость;
Выполнение режима дня;
Выполнение санэпидрежима;
Вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;
Повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;
Работа с молодыми воспитателями, наставничество;
Соблюдение здорового психологического климата в коллективе;
Работа с неблагополучными семьями;
Соблюдение правил внутреннего распорядка;
Техника безопасности;
Сохранность имущества;
Укрепление материальной базы;
Финансово-хозяйственная деятельность.
2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
Анализ заболеваемости;
Выполнение натуральных норм питания;
Выполнение плана по детодням;
Проведение физкультурных досугов и развлечений;
Состояние документации в группах;
Анализ детских творческих работ
Выполнение решений педсовета;
Документация и отчетность подотчетных лиц;
Проведение дней методической учебы педагогических кадров;
Уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;
Подведение итогов смотров и конкурсов.
3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
Участие педагогов в работе методических объединений;
Анализ детской заболеваемости;
Проведение дней здоровья;
Уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;
Выполнение ОП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);
Циклограмма оперативного контроля работы
на 20 - 20 учебный год
Вопросы контроля | Месяцы |
|||||||||
Санитарное состояние | ||||||||||
Охрана жизни и здоровья | ||||||||||
Анализ травматизма | ||||||||||
Анализ заболеваемости | ||||||||||
Выполнение режима прогулки | ||||||||||
Культурно-гигиенические навыки при питании | ||||||||||
Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании | ||||||||||
Культурно-гигиенические навыки при умывании | ||||||||||
Режим проветривания | ||||||||||
Проведение закаливающих процедур | ||||||||||
Проведение фильтра | ||||||||||
Проведение развлечений | ||||||||||
Подготовка воспитателей к занятиям | ||||||||||
Оборудование для сюжетно-ролевых игр | ||||||||||
Оборудование для театрализованной деятельности | ||||||||||
Наличие дидактических игр по задачам программы | ||||||||||
План воспитательно-образовательной работы с детьми | ||||||||||
Наглядная педагогическая пропаганда | ||||||||||
Проведение родительских собраний |
Контроль за деятельностью дошкольного заведения включает в себя комплекс мероприятий по проверке осуществления воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с существующими целями и заданиями системы обучения, которые согласованы с Приказами ДОУ и другими государственными документами в сфере образования.
- Оперативный контроль в ДОУ предполагает сбор количественных данных, которые не требуют продолжительных наблюдений, но в тоже время показывают, на сколько осуществляется тот или иной вид деятельности.
- Оперативный контроль ДОУ является важной функцией системы управления. Руководитель любого учреждения должен уметь предвидеть различные ситуации, спрогнозировать определенную деятельность, ставить дальнейшие цели.
Сайт предназначен для работников сферы образования
Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:
- доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
- 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
- более 200 сценариев открытых уроков;
- 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Это возможно осуществить только при проведении оперативного контроля над определенными сферами деятельности детского сада, при сборе и анализе информации социально-педагогического характера, демографических процессов микрорайона, работе сотрудников образовательного заведения. Оперативный контроль может проводится методистом учебного заведения или старшим воспитателем.
Разновидности контроля и его основные задачи
Оперативный контроль ДОУ ФГОС разделяется на внутренний и внешний. Внешний контроль предусматривает создание условий социальной защищенности каждого ребенка при этом гарантируется получение минимального уровня образования, необходимого для нормального развития личности. Данная задача реализуется путем выполнения определенных шагов:
- проводится маркетинговое изучение микрорайона;
- изучается размещение социальных и культурных учреждений;
- исследуется социальный статус семей, где воспитываются дети дошкольного возраста;
- изучаются запросы и требования родителей относительно качества и разновидности образовательных услуг;
- учитывается социальный и образовательный уровень детей, которые не посещают ДОУ.
Как составить годовой план работы детского сада?
Рассказывает эксперт справочной системы «Образование»
Внутренний контроль предусматривает совершенствование уровня образования каждой группы детского сада разного возраста, при этом предоставляется необходимая помощь педагогам. Контроль производится по разным направлениям:
- образовательный;
- психолого-педагогический;
- медико-социальный;
- финансово-хозяйственный.
Основные требования оперативного контроля ДОУ
Для правильной и эффективной организации работы любого дошкольного учреждения важно своевременно производить проверку деятельности. Для этого следует придерживаться определенных требований:
- руководителю важно не только проводить проверку, а нужно создать единую систему контроля за всеми сферами деятельности ДОУ;
- производить контроль необходимо планомерно, для начала изучаются цели и вопросы, которые рассматриваются объективно и целостно;
- проведение проверок должно не только подтверждать наличие определенных проблем, а требует разработки эффективных способов их устранения;
- контроль является действенным методом только в том случае, если осуществляется вовремя;
- нужно тщательно изучить выявленные недостатки образовательно-воспитательной деятельности, а не только ограничиться существующим фактом;
- после проведения проверок необходимо публично огласить полученные результаты;
- контроль проводится не только с целью определения негативных моментов, но и должен выявить положительные стороны работы педагогов.
Структура проведения оперативного контроля ДОУ
При проведении любых проверок необходимо придерживаться определенной схемы, ведь только планомерная работа может быть результативной. Поэтому проведение оперативного контроля в ДОУ может иметь следующий алгоритм:
- определить цель проверки и объект;
- разработать план контролирующих действий;
- собрать информацию (для этого задействуют сотрудников, педагогов, воспитанников и других лиц, которые могут быть полезны);
- первичный анализ полученных данных (изучение документации, обработка полученных материалов, заполнение карточек опросов, обсуждение результатов на педсовете);
- разработка рекомендаций, которые необходимо представить коллективу, обсудить методы и способы их реализации, утвердить выбранные методы коррекции с последующим их внедрением в работу педагогов;
- через время провести проверку выполнения предоставленных рекомендаций.
Реализация оперативного контроля в дошкольных образовательных учреждениях
Проверки в детских садах могут проходить по разным направлениям. Оперативный контроль может проводиться с целью изучения уровня безопасности детей, для контроля индивидуальной работы с детьми, для проверки организации прогулки с детьми, подготовлен ли материал для работы книжного уголка и так далее. Оперативный контроль является начальным этапом, который дает информации об определенной части функционирования детского коллектива, выполняет функцию регулирования и предоставляет данные для последующего тематического контроля.
Результаты оперативного контроля ДОУ заносятся в определенные документы: карта оперативного контроля и аналитическая справка оперативного контроля.
Вопросы, которые подлежат контролю в ДОУ, могут быть следующего характера:
- санитарное состояние группы;
- выполнение режима дня, с учетом разного периода года;
- организация питания в группах;
- организация оздоровительных процедур с учащимися;
- выполнение образовательной работы, соблюдение расписания согласно планированию;
- организация прогулок с воспитанниками с учетом разного периода года;
- состояние групповой документации;
- планирование и реализации мероприятий по ведению здорового образа жизни и соблюдения правил безопасности.
По каждому виду контроля составляется карта оперативного контроля ДОУ .
Карта оперативного контроля по теме «Выполнение режима дня с учетом разного периода года»
Скачать правила составления анкет
Скачать в.docx
Задачи контроля |
||||||||
1.Прием детей |
||||||||
2. Своевременное проведение утренней гимнастики |
||||||||
3. Организация завтрака согласно установленного графика |
||||||||
4. Проведение обучающих занятий. Указывается время и длительность. Соответствие графику |
||||||||
5. Организация перерыва между НОД. Самостоятельная деятельность детей. |
||||||||
6. Утренняя прогулка. Своевременный выход, длительность, организация прогулки. |
||||||||
7. Организация обеда согласно графика. |
||||||||
8. Организация периода отдыха. Продолжительность, соответствие графику |
||||||||
9. Проведение оздоровительных процедур после сна. |
||||||||
10. Организация полдника, соответствие графику |
||||||||
11. Проведение образовательных занятий после обеда. |
||||||||
12. Организация вечерней прогулки. |
||||||||
Общая оценка |
По каждому из предоставленных пунктов проводиться оценивание, при этом ставиться высокая оценка (+), средняя (+/-) и низкая (-).
Также к отчетному документу относятся аналитические справки оперативного контроля ДОУ, в которых описывается цель и задачи оперативного контроля, вопросы оперативного контроля. Документ содержит тщательное описание по всем вопросам проверки, предоставляются результаты оперативного контроля ДОУ, прописываются выявленные недостатки, предоставляются рекомендации и предложения, с указанием ответственных лиц за выполнение и сроков их реализации.
Таким образом, оперативный контроль дает возможность правильно организовать деятельность дошкольного заведения, вовремя определить недостатки в работе либо определенные трудности, которые необходимо исправить.
Технологические карты к тематическому контролю по теме "Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО" могут пригодиться как начинающим старшим воспитателям, так и опытнным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка-анкета
«Самооценка предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
Возрастная группа _________________________________________________
Воспитатель ______________________________________________________
Показатель | Выполнено (5 баллов) | Частично выполнено (3 балла) | Не выполнено (0 баллов) |
1.Соответствие развивающей среды группы возрастным особенностям: |
|||
Разработана модель ППРС, в соответствии комплексно-тематического планирования. | |||
Младший возраст: присуще целенаправленность детской деятельности, целеполагание Средний возраст: интерес к знаковой системе, выходы за пределы действительности Старший дошкольный возраст: формируется произвольность психических процессов | |||
|
|||
Групповое пространство разграничено по 4 центрам развития; | |||
|
|||
Игровое оборудование отвечает требованиям техники безопасности; | |||
Игровое оборудование (игрушки) соответствует психолого-педагогическим и эстетическим требованиям; | |||
Отсутствие в спальных комнатах мест для хранения методических материалов. | |||
|
|||
Единство стиля в оформлении группы; | |||
Цветовая гамма группы соответствует требованиям эстетики и обеспечения психологического комфорта ребенка; | |||
Маркировка мебели в соответствии СанПин, укрепление предметов интерьера. | |||
Присутствие в оформлении интерьера ДОУ продуктов детской деятельности | |||
|
|||
Имеется план обновления ППРС на учебный год по результатам мониторинга на начало года. | |||
|
|||
Имеется достаточное количество игрового оборудования в соответствии с контингентом детей: оборудование для продуктивной деятельности (материалы для рисования, лепки, аппликации) | |||
Оборудование для конструирования (строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумага разной фактуры и цвета, а также природные и бросовые материалы) | |||
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в реальном времени, (сенсорный материал, природные объекты для исследования их свойств и качеств) | |||
Образно-символический материал (специальные наглядные пособия, репрезентующие детям мир вещей и событий) | |||
Материалы и оборудование для физического развития, в том числе двигательной активности: (оборудование для ходьбы, бега и равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания, лазания, ОРУ) | |||
Материалы и оборудование для познавательно-речевого развития | |||
Материалы и оборудование для социально-личностного развития | |||
Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития | |||
В достаточном количестве представлены объекты для познавательно-исследовательской деятельности | |||
Учет полоролевой специфики в организации ППРС группового пространства; | |||
Соблюдение принципов Информативность Вариативность Полифункциональность Педагогическая целесообразность Трансформируемость | |||
|
|||
Наличие необходимой документации (правовая база, планирование и т.д.) | |||
|
|||
Итого количество баллов: | |||
Итоговый результат: |
Предварительный просмотр:
Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов
в процессе реализации ФГОС ДО
Уважаемый, педагог! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности ДО.
Ф.И.О.___________________________________________________________________________
1. Достаточно ли Вы информированы о стандартах?
а) Даб) Нетв) Отчасти
2. В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?
а) Да б) Нет в) Отчасти
3. Владеете ли Вы умениями осуществлять деятельностный и личностный подходы в образовательной деятельности?
а) Да б) Нет в) Отчасти
4. Испытываете ли Вы затруднения в овладении технологии организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников?
а) Да б) Нет в) Отчасти
5. Способны ли Вы аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других воспитателей?
а) Да б) Нет в) Отчасти
6. Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС ДО?
а) Даб) Нет
7. Испытываете ли затруднения в составлении рабочих, парциальных программ?
а) Да б) Нет в) Отчасти
8. Способны ли вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и использовать вариативность в педагогической деятельности?
9. Испытываете ли Вы проблемы с выбором форм,методов обучения и воспитания?
а) Даб) Нетв) Затрудняюсь ответить
10. Считаете ли Вы себя достаточно творческой личностью?
а) Даб) Нетв) Затрудняюсь ответить
11. Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на ФГОС ДО?
а) Даб) Нетв) Отчасти д) Затрудняюсь ответить
12. Какие затруднения, связанные с введением ФГОС ДО, Вы испытываете? (подчеркните, если испытываете ниже перечисленные трудности)
Недостаточно знаний, нет примерных основных образовательных программ,
Нет методической литературы,
Мало знаний, опыта,
Не знаю, как писать рабочие планы,
По какой программе работать группе,
Недостаток практической информации по данному вопросу.
Нет готовых методических разработок.
Нет конкретных единых требований к педагогическому процессу.
Отсутствие нормативно-правовой базы, материально-технического обеспечения
Свой вариант ответа:_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Анкетирование родителей (законных представителей)
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.
1. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг?
2. Информированы ли Вы о переходе дошкольного образования на новые образовательные стандарты?
а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить
3. Основными источниками информации о введении и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) для Вас являются (выберите не более трех вариантов ответа):
а) воспитатель и (или) администрация образовательного учреждения;
б) печатные средства массовой информации (газеты, журналы и т.д.);
в) электронные средства массовой информации (телевидение, радио и т.д.);
г) Интернет-сайт ДОУ;
4. Считаете ли Вы, что введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования положительно скажется на развитии и образовательных результатах вашего ребенка? Почему?
а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить
5. Собираетесь ли продолжить знакомство с материалами ФГОС ДО самостоятельно?
а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить
6. Наше образовательное учреждение планирует оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) по изучению ФГОС ДО. Согласны ли Вы посещать данные мероприятия?
а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта оценки педагогической компетентности воспитателя
ФИО воспитателя____________________________________________________________________
Характеристика компетентностей | Показатели оценки компетентностей | Само-оценка | Оценка эксперта |
| |||
Непосредственное общение с каждым ребенком | Умение составить устную и письменную характерис-тику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; | ||
Умения выяснить индивидуальные потребности, возможности ребенка, трудности, с которыми он сталкивается в общении с родителями, сверстниками. | |||
Умение организовать НОД с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира ребенка. | |||
Умение построить индивидуализированную образова-тельную программу. | |||
Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям | Умение учитывать точку зрения воспитанников в процессе оценивания достижений. | ||
Умение сохранять спокойствие в трудных ситуациях. | |||
Умение организовать педагогическую деятельность в гуманистическом направлении. | |||
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей | |||
Создание условий для сво-бодного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности | Знание ФГОС ДО и реализующих его программ. | ||
Знание возрастных особенностей воспитанников. | |||
Постановка образовательных задач, в соответствии с возможностями воспитанника | |||
Создание условий для принятия детьми реше-ний, выражения своих чувств и мыслей | Демонстрация успехов воспитанников родителям, сверстникам, педагогам других ДОО | ||
Знание интересов воспитанников, их внутреннего мира. | |||
Умение показать роль и значимость полученных воспитанниками знаний и умений | |||
Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоя-тельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проек-тной, познавательной и т.д.) | Умение применять полученные знания для объяснения воспитанникам социальных и природных явлений | ||
Демонстрация личностно-ориентированных методов дошкольного образования. | |||
Наличие своих «находок», методов и авторских разработок. | |||
Знание современных достижений в области методики дошкольного образования, в том числе и в использование коммуникационно - информационных технологий. | |||
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях | |||
Создание условий для по-зитивных, доброжелатель-ных отношений между детьми, в том числе при-надлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возмож-ности здоровья | Умение убеждать воспитанников, что истина может быть не одна | ||
Умение организовать педагогическую деятельность в позитивном направлении. | |||
Интерес к внутреннему миру воспитанников предпо-лагает знания их индивидуальных и возрастных особенностей | |||
Выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности воспитанни-ков | |||
Обеспечение реализации «субъект-субъектного» подхода, ставит воспитанника в позицию субъекта деятельности | |||
Помогает воспитаннику поверить в свои силы, утвер-дить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. | |||
Развитие коммуникатив-ных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками | Знания по психологии в организации воспитательного процесса. | ||
Умение педагога регулировать взаимоотношения в детском коллективе. | |||
Умение создавать ситуацию успеха для воспитанни-ков. | |||
Развитие умения детей работать в группе сверстников | Уметь разрабатывать индивидуально ориентирован-ные образовательные маршруты. | ||
Знания возможностей конкретных воспитанников. | |||
Умение организовывать образовательную деятель-ность в соответствии с возможностями воспитанни-ков. | |||
4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка) |
|||
Создание условий для овладения культурными средствами деятельности | Умение ориентироваться в основных сферах матери-альной и духовной жизни и распознавать материаль-ные и духовные интересы воспитанников. | ||
Умение ориентироваться в культуре. | |||
Организация видов дея-тельности, способствую-щих развитию мышления, речи, общения, вообра-жения и детского творчества, личностного, физического и художест-венно-эстетического развития детей | Умение продемонстрировать свои достижения. | ||
Умение показать роль и значение изучаемого матери-ала в реализации личных планов. | |||
Поддержка спонтанной игры детей, ее обогаще-ние, обеспечение игрового времени и пространства | Умение выяснить индивидуальные потребности вос-питанников. | ||
Знать интересы воспитанников, их внутреннего мира. | |||
Оценка индивидуального развития детей | Знание видов педагогической оценки. | ||
Знать многообразие педагогических оценок воспитанников. | |||
Владение (применение) различными методами оценивания. | |||
5. Взаимодействие с родителями | |||
Непосредственное вовле-чения их в образователь-ную деятельность | Умение привлекать родителей в разработку образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута. | ||
Совместные проекты с семьей на основе выявле-ния потребностей и под-держки образовательных инициатив семьи | Профессиональная любознательность. | ||
Умение пользоваться различными информационно – поисковыми технологиями. | |||
Умение разрабатывать проекты и их реализовывать. | |||
Умение использовать различные базы данных в образовательном процессе. |
ФИО эксперта________________________
Дата ___________________
______________________________________________________________________________________
Совсем не выражен этот ориентир у педагога
Предварительный просмотр:
Карта наблюдения за деятельностью воспитателя
ФИО воспитателя______________________________________________________________
Принцип | Параметры | Требования | Оценка |
Психологи-ческий комфорт | Стиль общения педагога с детьми | Педагог использует демократический стиль общения (проявляет доверие и уважение к детям, стремится наладить эмоциональный контакт с каждым ребенком, получать от детей обратную связь, стимулирует их к творчеству, инициативе, старается вовлечь каждого ребенка в активное участие в общих делах, создает условия для самовыражения и проявления индивидуальности каждого) | |
Занятая педаго-гом позиция в образовательном процессе | Педагог занимает партнёрскую позицию, в зависимости от решаемых образовательных задач выступает в роли: – организатора (создает развивающую предметно-пространственную среду, моделирует образовательные ситуации); – помощника (создает доброжелательную атмосферу, вдохновляет, наблюдает за настроениеми состоянием детей, замечает и фиксирует успехи каждого, поддерживает в ситуации неуспеха, отвечает на вопросы, помогает тем, кому это необходимо). | ||
Общая атмосфе-ра в группе | Спокойный тон общения между всемиучастниками. – Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. – Атмосфера доброжелательности,открытости. – Для каждого ребенка создается ситуация успеха | ||
Мотивационная основа включе-ния детей в дея-тельность | Педагог ориентируется на: – личностно значимые мотивыт(стремление к общению, к самореализации и самоутверждению, удовлетворение от процесса и результатов деятельности); – познавательный интерес; – эмоциональную сферу детей(стремление принять участие в судьбе персонажа, помочь кому-либо, порадовать близких и пр.) | ||
Педагог использует адекватные методы и формы организации детской деятельности (соответствуютвозрасту, индивидуальным особенностям и возможностям детей, ихинтересам, потребностям). | |||
Чередование видов деятель-ности и форм ак-тивности детей | Педагог рационально чередует виды детской активности (в том числе двигательной) и формы работы (парные, групповые и индивидуальные) | ||
Развивающая предметно-прос-транственная среда | – Образовательное пространство безопасно, оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям. – Разнообразные материалы обеспечивают индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления; игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. | ||
Деятель-ности | Формы органи-зации детской деятельности | Педагог оптимально соотносит методы и приемы активизации детей: – деятельностные (проблемные вопросы,побуждающий диалог, моделирование,экспериментирование, проекты и др.); – репродуктивные (рассказ, объяснение, показ и др.). | |
Способы под-держки самосто-ятельности и инициативы де-тей | Педагог помогает детям: – понимать и самим формулировать цели своей деятельности; – предвидеть результат; – планировать свои действия; – осознавать условия, которые позволили достигнуть цели. Педагог организует взаимооценку и самооценку результата деятельности детей. | ||
Минимакса | Уровень слож-ности содержа-ния | ||
Способы под-держки самос-тоятельности и инициативы детей | – Во всех видах деятельности педагог помогает детям зафиксироватьсделанный новый шаг, достижение (совместное или индивидуальное). – Организуется взаимодействие и взаимопомощь детей. | ||
Целост-ности | Интеграция об-разовательных областей | – Педагог использует приемы формирования у детей целостного представления о мире, бережногоотношения к природе и уважительного отношения к окружающим людям в контексте взаимосвязи «человек – природа–общество». – Интеграция образовательных областейосуществляется на уровне общих целей и задач, методов и форм работы, видов детской деятельности, содержания. – Педагог оптимально соотносит интеллектуальную и эмоциональную, интуитивную и логическую составляющие образовательногопроцесса. | |
Вариатив-ности | Педагог систематически включает вобразовательный процесс проблемные ситуации и задания, предполагающие различные (при этом правильные!) варианты решения | ||
Способы под-держки самос-тоятельности и инициативы детей | Педагог поддерживает самостоятельный выбор детьми материалов, видов активности, способов действия, участников совместной деятельности иобщения. – Педагог поощряет выдвижение детьмисобственных гипотез, фиксирует все версии, не отвергая ни одной, подмечая – Отрицательные оценки исключены; в случаях, когда ребенок ошибается, взрослый использует обороты типа: «Мишутка, это твой вариант, давайтеперь послушаем, как думают другие ребята», «Объясни, почему ты так думаешь?», «Молодец, ты разобрался в своей ошибке!» – Педагог помогает детям осознать возможность существования разных точек зрения; побуждает детей слушать и слышать друг друга, быть терпимыми к иным мнениям | ||
Творчества | |||
Формы органи-зации детской деятельности | Используемые педагогом методы и формы работы способствуют самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной, изобразительной, конструктивно-модельной и др.), сотворчеству детей и взрослых, нравственному развитию. | ||
Непрерыв-ности | |||
Методы и фор-мы, технологии, методики | Используемые методы и формы, технологии и методики обеспечивают преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. | ||
ИТОГО |
Старший воспитатель _______________________ Дата_________________________________
Критерии оценки
0 - Совсем не выражен этот ориентир у педагога
1 - Слабо выражен этот ориентир у педагога
2 - Ориентир сформирован, но не всегда проявляется
3 - Сформирован хорошо, работает
4 - Не только сам проявляет этот ориентир, и может научить других