=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=. Святые отцы об отчаянии
Мк, 8 зач., 2, 14-17
Проходя, увидел Иисус Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Это Евангелие о призвании Левия, именуемого также Матфеем, и о трапезе Господа с грешниками. Мы видим знакомую картину начала служения Господа: берег озера, толпы народа, слово Господне, обращенное к ним. Все сходно с тем, как Господь призвал первых учеников (Мк. 1, 16-20). Но на этот раз тот, кто примет власть прощать грехи (Мк. 2, 10), - сам первый из грешников. Левий - мытарь, один из тех мелких чиновников, которые занимались сбором пошлин. Эти люди славились дурной репутацией по двум причинам. Во-первых, они злоупотребляли властью определять размер пошлин и неправедно обогащались. Их служение обыкновенно было связано с обманом, подкупом, лжесвидетельствами. Во-вторых, они работали на римских оккупантов. Но Господь зовет этого презираемого всеми грешника присоединиться к Его ученикам. «Он говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним».
Еще раз мы поражаемся державному слову Господа и изумительной способности людей, все оставив, идти вслед Христу. Но самое замечательное - это то, что Господь останавливает Свой выбор на известном грешнике. В одно мгновение Левий сжег все мосты, навсегда лишился своей прибыльной работы. Только человек большой души способен на такой решительный шаг. Но в жизни каждого человека бывает момент, когда надо сделать главный выбор. Зато теперь никакая грязь не прилипнет больше к его рукам. И оттого что совесть его стала чиста, его ум обрел покой. Он потерял одно служение, но приобрел другое - несравненно большее. Он станет проповедником слова Божия - не только в тех землях, где он будет ходить, но на всей земле, во всех веках. Евангелие его имени принесет ему то, что он меньше всего искал, - бессмертную всемирную славу. Все люди будут знать его имя, навсегда связанное с благовестием о Христе. Миллионы и миллиарды грешников, читая это слово, вдохновленное Духом Святым, последуют за ним, обретая спасение.
А книжники и фарисеи всех времен, видя, что Господь ест и пьет на Вечери Любви с мытарями и грешниками, будут говорить ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» Но с самого начала Господь непоколебим в избранном Им пути. Многие ложные праведники полагали, что мытарей должно презирать и ненавидеть. «Нет, - говорит Христос, - их должно жалеть, они больны, и нуждаются во враче. Они грешники, и нуждаются в Спасителе». Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, и мы узнаем еще одно Его именование - Он Врач душ и телес наших.
Фарисеи думали, что Господь, ревнующий о праведности, отделит Себя от грешников. «Нет, - говорит Христос, - Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Он послан в грешный мир, и Его забота прежде всего - о великих грешниках. Время прощения наступило, ибо Мессия пришел. Господь нуждается в праведниках, но чтобы начать идти путем праведности, надо увидеть себя грешником. Христос пришел всех спасти. И единственный, кому Он не может помочь, - тот, кто считает себя настолько праведным, что уже не нуждается в Его помощи. Такой человек утверждает медную стену, как говорят святые отцы, между собой и Богом. А Левий Матфей становится учеником Христовым. Даже апостольство открывается кающимся грешникам.
Гордые фарисеи видят себя праведниками, а мытари исповедуют себя в покаянии грешниками. «От нихже первый аз есмь», как говорит каждый из нас перед трапезой Господней - вместе с апостолом Павлом, святым Иоанном Златоустом и всеми святыми.
О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор. С кротостью приступает к Нему, напоминает воззреть на свою благодать, и приговор изменяется на прощение. О, как велика сила покаяния: оно склоняет Бога исправить нерадение [людей], когда грех овладел уже человеческим родом! Покаяние встречает Ангелов гнева и преодолевает их, чтобы не увлекли к гибели; удерживает мечи, удерживает серпы, чтобы не пожинали рода человеческого. Ангелы-мстители, видя его, приходят в изумление, и покаяние говорит им: «Под защиту свою беру преступников Закона, ручаюсь за род человеческий, даю Владыке обеспечение за людей. Для чего пришли вы переменять мои условия? Имею определенный срок. У меня заключен с Богом договор, когда представить Ему необратившихся. Для чего пришли вы противиться моим правам? Могу призвать на вас суд. У меня есть много свидетелей, которые убедят моего Владыку. Есть у меня доказательства, по которым могу получить отсрочку для представления человечества Богу». Итак, отводит оно Ангелов Богу, начинает ходатайствовать за человечество и в защиту говорит: «Знаешь, Владыко, созданного Тобою человека, знаешь, что сотворен он из персти, что естество его слабо, что крепость его легко сокрушима. Если (отнять у него сон), не останется в живых, если не поест, в опасности его жизнь. Зимой замерзает, летом опаляется зноем, вечером не видит, ночью не смеет ходить; если походит, изнемогает; если остается в бездействии, дремлет; если сидит, ему скучно; если станет говорить, утомляется; если его принуждать, ему трудно; если долго постоит, устанет. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такая немощь скоро восторжествовала над грехом!? Много у человека помыслов, непостоянных дум в душе, сомнительных действий, неправильных дел; внешнее ему препятствует; сокровенное поражает неожиданностью; стоять против козней он не готов; для отражения того, что его тревожит, скуден умом; против умышляющих зло немощен душою; он погружен в заботы о теле, пропитании жены и детей. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такое существо скоро восторжествовало над грехом!? Что же, о Владыко, он в силах сделать против диавола? Велика сила змия, глубоко его обольщение; грех, по причине его привлекательности, распростерся широко; страсти, после вкушения, стали близкими по телу; грех тревожит плоть похотью; склонность к суетной славе владеет его душой: лукавство увлекает ум. Что же в состоянии сделать этот жалкий против такого множества противников? Помилуй, Владыко, пощади Свое создание, умилосердись к праху, который Ты захотел прославить; удержи угрозу, останови скорое наказание, останови смертный приговор ради меня, покаяния. Я, ходатай за человечество, беру его на свою ответственность и постараюсь привести к Тебе, насколько это позволит природа (человеческая)». И Бог уступил покаянию, склонился на прошение, согласился всегда иметь снисхождение к человеческому роду, определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естеством, и дал ему власть над немощью человеческой; определил срок Суда и повелел покаянию не преступать своих пределов в день Суда, не изъявлять желания продолжить свою власть, а скорее, стать обвинителем, если человек пренебрегал столь долгим терпением; не просить милости, чтобы срок был отложен, но с негодованием приступить к отмщению. И покаяние соглашается на эти повеления и умиротворяет Ангелов. Бог прекратил угрозы, и ниневитяне спасены. Покаяние ходатайствовало, и городу возвращено благоденствие. Под городом подразумевается вся вселенная и под ниневитянами – все человечество. Пощада Ниневии распространилась на всех. Христос воскрес, и человечеству благовествуется Воскресение. Преподобный Ефрем Сирин (27, 178).
На вопрос "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" заданный автором Двутавровый лучший ответ это Во враче нуждаются не здоровые, а больные. Тому, кто безгрешен, не в чем каяться. Они уже и так призванные.
Ответ от ExE
[гуру]
Когда Иисус Христос спустился в ад, он перекрестил ворота в ад и отпустил грешников. Я так понимаю это
Ответ от Ольга Дмитриева
[гуру]
Иисус пришел для того что бы дать шанс каждому. У праведников и так все хорошо. А вот дать шанс грешнику....
Ответ от Простонать
[гуру]
По-моему. всё предельно ясно. Те, кто считает себя праведным, самоправедным, думают, что не нуждаются в покаянии. Человек, считающий себя грешником, понимает, что заслуживает наказания за свои грехи. Иисус снимает с него вину за его преступления и грехов не помянет более. Подтверждением служат стихи о мытаре и фарисее (Лук. 18:10-14) и слова Иисуса: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф. 5:20).
Ответ от Посошок
[гуру]
ну и так все ясно, новый завет хоть прочитай и все поймеш
Ответ от Вадим Волобуев
[гуру]
Обалдеть, как люди сами себя уважают! Да для грешников Он пришёл! Кто "свят" и без Него, тот и будет без Него отчитываться за свою "святость".
Ответ от Ангел Дьявольский
[гуру]
Он имел в ввиду, что даже и праведники, хоть и считают себя таковыми, но все равно являются грешниками.
Ответ от Відок
[гуру]
праведником стать - очень тяжело, а вот грешником - раз плюнуть, так вот и Иисус дает каждому шанс...
Ответ от Sergiy
[гуру]
К покаянию годен только тот, кто видит свои грехи, видит свою нищету духа и поэтому считает себы грешником, т. е. несовершенным по сравнению с его имтинным Я.Т. е. тьакие считают себя больными.В отношении таких сказано, что больные нуждаются во враче, но не здоровые.Кто в своем самомнении не видит свои несовершенства и считант здоровым, тому не поможешь.Человек должен научиться распознавать истинныеценности от преходящих, низшее от высшего, слелать сознательный выбор и практически утверждать.Только такому можно помочь.Часто такие оценки не совпадают с представлениями о человеческой хорошести и респектабельности.Учителей интересует пригодность к эволюции, т. е. накопления о которых Христос сказал - "не собирайте богатств на земле, но на небе "Но чтобы увиднеть и осознать себя таким нужно распознавание, которое зависиит от накоплений прошлых воплошений.1967 г. 455. (Авг. 10). Прежнее, устаревшее, клерикальное деление на праведников и грешников отменяется. Если человек безусловно полезен для Эволюции, его можно отнести в стан служителей Света, если вреден – тьмы. Деление людей пойдет по светотени. Если, несмотря на кажущиеся недостатки, светлые излучения в ауре его преобладают, – это сотрудник Света, если преобладают темные излучения – это служитель тьмы, сознательный или бессознательный. Внешняя хорошесть и добродетельность значения не имеет. Ценность человека определяется его космическим паспортом, то есть снимком его ауры. Этот паспорт подделать нельзя. Какие бы кажущиеся достоинства ни имел человек и как бы добродетелен он ни был, если он вреден для Эволюции и если излучения ауры его темные, он причисляется к врагам Света, сознательным или бессознательным. Слишком много лицемерия в жизни и слишком много лжи. Настает время, когда всех прикрывающихся придется выставить в их истинном свете и сорвать маски."1960 г. Май 8. Если лучшее, что в нас есть, побеждается худшим, какая в нем польза от того, что оно лучшее. Только победное лучшее хорошо. Много хороших, но никчемных людей коптят землю и небо. Не они соль земли. У Нас хорошесть человека расценивается иначе. Пусть будет он даже плох, но полезен для эволюции – вот Наш критерий хорошести. Плохость и хорошесть относительны. И надо, чтобы дух восходил независимо от того, плох человек или хорош. Восхождение может включать в себя: расширение сознания, приобретение опыта жизни, утверждение нужных качеств духа или свойств, или труд, полезный для Общего Блага. И не всегда может судить сам человек, восходит он или нисходит. Порой среди самых блестящих условий земных и кажущихся достижений совершается нисхождение духа, а порою – и наоборот. Судить предоставьте Нам, отдав Мне Мою печаль и Мою радость за вас. Ваш путь к Свету, который Мы несем людям. Значит, путь только с Нами – всегда, везде и во всем.... "Грани АЙ"Вы лишь увидели, что у Беннета были немытые руки, нечищеные ногти, что он употреблял грубые слова и вообще для вас имел непривлекательный вид. Но если такого сорта вещи являются вашим критерием морального превосходства иди потенциальной силы, то сколько адептов или чудеса творящих лам выдержат в ваших глазах испытание? Это часть вашей слепоты. Если бы Беннету предстояло умереть в эту минуту – я применю христианскую фразеологию, чтобы вы лучше меня поняли – мало более горячих слез прольется из очей Ангела Смерти над другим таким многострадальным человеком, сколько их достанется на долю Беннета. Мало людей, которые так страдали, и несправедливо страдали – как он страдал; и мало людей, у кого более доброе, самоотверженное сердце. Это все; и немытый Беннет нравственно столько же выше джентльмена Хьюма, насколько вы выше вашего носителя.Правильно то, что Е. П. Б. повторила вам: «Туземцы не замечают грубости Беннета, и К. Х. тоже туземец» . Что я этим хотел сказать? Просто то, что наш Буддоподобный друг в состоянии рассмотреть сквозь слой лака строение дерева и внутри слизкой вонючей устрицы – «сокрытую бесценную жемчужину» !См. далее комментарий
Ответ от Ильич
[гуру]
20 фарисеи. Фарисеи были богословскими наследниками хасидов, сторонников движения, возникшего во II в. до Р. Х. в качестве реакции на проникновение в иудаизм эллинистических языческих влияний. Хасиды придавали особое значение личному благочестию, изучению и соблюдению закона. Во времена Иисуса строгое соблюдение закона и особенно правил, касающихся обрядовой чистоты, достигалось за счет исполнения ряда казуистических требований, известных как "предания старцев" (7,3). Необходимость знания самого закона и бесконечных толкований к нему, естественно, порождала социальное и религиозное разделение между профессиональной элитой - "праведными" и прочими людьми - "грешниками".21 (Мар. 2:20,21)
Ответ от Kassandra
[гуру]
Очень страшные слова, если вдуматься. Ведь все согрешили, безгрешных нет. В контексте видно, почему так сказал Господь.Согласно представлениям фарисеев, человек, общающийся с мытарями и грешниками, сам становится грешником. Потому что тем, что он разделяет с грешниками их еду и питьё, как бы оправдывает грешников, поддерживает их, одобряя их греховный образ жизни, и сам, присоединяясь к ним, тоже становится таким, как и они грешником. Увидев Христа, вкушающего пищу вместе с грешниками, они бросили упрёк Спасителю в этом. Фарисеи считали себя праведниками, потому что старались делать всё по букве закона, упуская важнейшее - духовное состояние. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди.. .Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (Мф, глава 23)К Богу грешник бывает ближе, чем самодовольный праведник, исполняющий все предписания. Потому что самодовольство - это гордыня, только Господь может судить о праведности человека."Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". (Псалом 50).
Ответ от Магелена
[гуру]
Праведникам каяться не в чем, на то и праведники. А призвал Иисус покаяться, чтобы перед нами двери в Царствие Небесное не захлопнулись.
Ответ от Alex
[гуру]
Иисус Христос ждет нашей (в т. ч. и моей) покаянной исповеди.Спасибо за вопрос!
11 ; Лк.5:27- 32 .
{Седм. 18-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 20-й седм.}
> При виде слабостей ближнего мы должны не выносить ему приговор, > а сострадать, памятуя о собственной греховности. “Не суд`ите, - > предостерегает Иисус, - чтобы и вы не были судимы, ибо каким судом > с`удите и какою мерою мерите, так и отмерено будет вам. > Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а бревна в твоем > глазу не замечаешь?”{Мф.7,1-3 ; Мк.4,24 ; Лк.6,37-38 ;41-42 } . > Фарисеи привыкли смотреть свысока на “невежд в Законе”. > Слово “ам-хаарец”, деревенщина, было у них синонимом нечестивца. > С таким человеком они не желали иметь ничего общего. Вместе с ним > нельзя было молиться, сесть за стол и - даже накормить его в случае > нужды. “Невежда не боится греха, ам-хаарец не может быть > праведным”, - говорили ученые{} . Иисус в этом отношении был полной > их противоположностью. Он скорее предпочитал иметь дело с простыми > людьми. Более того, все отверженные, все парии общества находили > в Нём друга и заступника. Мытари, которых не признавали за людей, > и уличные женщины нередко оказывались в числе тех, кто окружал Его. > Это шокировало добропорядочных книжников, кичившихся своей > праведностью. Слыша их нарекания, Иисус говорил: “Не здоровым нужен > врач, а больным. Пойдите и научитесь, что значит: “милосердия хочу, > а не жертвы”. Я пришел призвать не праведных, > но грешных”{Мф.9,12-13 } . > Искреннее раскаяние Христос ставил выше успокоенности тех, > кто считал себя угодным Богу. Однажды Он рассказал о двух людях, > молившихся в храме. Один - благочестивый фарисей - благодарил Бога > за то, что он “не таков, как прочие люди”, часто постится, жертвует > на Храм и непохож на “этого мытаря”. А мытарь стоял вдали, не смея > поднять глаз, бил себя в грудь и сокрушенно повторял: “Боже, > будь милостив ко мне, грешнику!” “Говорю вам, - заключил Иисус > притчу, - этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий > возносящий себя, смирен будет, а смиряющий себя, вознесен > будет”{Лк.18,9-14 } .
[[[ Ссылки по теме евангельского чтения: ]]] =============== - ------------------ *В.Н.Кузнецова: ОБЩЕНИЕ С ИЗГОЯМИ (Комм. к Мф. 9.9-13) с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/0909-13.htm#0 *Яков Кротов: Врач нужен ТОЛЬКО больным? - с. Христ.Просвещ./rasylka/002/224.htm#0 *Митр. Антоний Блум: Грешник становится апостолом... - с. Христ.Просвещ./rasylka/003/385.htm#0 *Романо Гвардини: Врач нужен больным! - с. Христ.Просвещ./rasylka/003/495.htm#0 *Романо Гвардини: Видящие слепнут... - с. Христ.Просвещ./rasylka/002/093.htm#0 *Николай Бердяев: Евангельский радикальный переворот - с. Христ.Просвещ./rasylka/002/248.htm#0 *Яков Кротов: Горе привратникам, сделавшим из ворот идола... - с. Христ.Просвещ./rasylka/003/533.htm#0 *Яков Кротов о Церкви как больнице - в эссе СВЕТИТЬ, НЕ ОТСВЕЧИВАЯ www.krotov.info/yakov/dnevnik/1998/19980615.html#Церковь *Яков Кротов: "... христиане - должны радоваться, когда живут хорошо и праведно люди, не встретившиеся со Христом..." - www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_12.htm *Яков Кротов: "Господь сказал один раз, а мы миллион раз повторяем, и всё криво - насчет здоровых и больных..." www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_12.htm *Яков Кротов, эссе ВОЙНА И ХРИСТИАНИН: "О воинстве молятся не потому, что его враги сильные, а потому что армия как таковая - явление болезненное и самоубийственное..." www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_1_voyna.htm#krv =====================================================================[ Свящ. Александр Мень. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (5)
http://alexandrmen.ru/books/son_max/son_05.html ]
*Иисус... заметил сборщика податей по имени Левий,
сидевшего у таможни,
и сказал ему: "Следуй за Мной!"
И тот, всё бросив, встал и пошел за Ним.
Левий устроил у себя дома большой прием в честь Иисуса.
Среди гостей была целая толпа сборщиков податей и прочего народа.
Фарисеи и учител`я Закона говорили, негодуя, Его ученикам:
"Почему вы едите и пьете со сборщиками податей и другими грешниками?"
Иисус ответил:
"Не здоровым нужен врач, а больным.
Я пришел, чтобы призвать вернуться к Богу не праведников,
а грешников".*
(Лк.5:27-31)
* * *
*Мы хотим, братья, чтобы вы знали о бедах, постигших нас в Асии.
Это были такие безмерные и невыносимые беды,
что мы не надеялись остаться в живых.
Нам казалось, что смертный приговор нам уже вынесен,
и на себя мы больше не полагались,
а на одного только Бога, который даже мертвых воскрешает.
Это Он избавил и впредь избавит нас от грозной смерти!
Мы надеемся на Него, что Он опять нас избавит,
если вы тоже будете нам помогать своими молитвами.
И тогда вознесется к Богу благодарность из множества уст
за милость, дарованную нам в ответ на множество молитв за нас!*
(2Кор.1:8-11)
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея; и сегодня мы будем читать 3-ю главу с 1-го по 17-й стих. Тема сегодняшней беседы называется: «Иоанн Креститель и Крещение Господне».
И мы читаем 1-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея:
. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» .
Великий пророк Иоанн Креститель был троюродным братом Христа по плоти, так как его (Иоанна) мать, праведная Елисавета, и Пресвятая Дева Мария были двоюродными сестрами.
Детство Иоанна Крестителя проходило в более чем сложных условиях.
В Житии святого Иоанна Крестителя говорится о том, что после Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, праведная Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой праведный Захария, отец Иоанна Крестителя, как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в Храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание святого младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в Храме, между престолом и жертвенником. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелами, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.
Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в пустыне, как на небе вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» .
По выражению церковных песнопений, Иоанн Креститель был «светлою утреннею звездою» , которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.
. «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» .
Апостол Матфей приводит это пророчество из пророка Исаии, чтобы подтвердить миссию святого Иоанна Крестителя текстом из Ветхого Завета, ведь свое Евангелие апостол и евангелист Матфей писал для иудеев, посему при всякой возможности подтверждал сказанное из Закона, Пророков и Писания.
Так в общении с иудеями поступал и сам Христос (см. ), и его апостолы (см. ). Блаженный Феофилакт под «путем Господним» понимает проповедь Евангелия, а под «стезями», которые необходимо выпрямить, – Закон Божий. То есть, Благая Весть (Евангелие) не упраздняет Закона, но, напротив, усиливает его влияние на людей и делает его исполнение более эффективным, что и означает призыв: «прямыми сделайте стези Ему» . Стезею называется путь Закона, потому что он древний и многие уже прошли по нему.
. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» .
С другой стороны, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно напоминает внешний вид другого еврейского пророка, жившего в древности, а именно пророка Илию. Написано в Книге Царств: «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» ().
Дело в том, что святой Иоанн Креститель пришел в этот мир «в духе» пророка Илии. И Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (). То есть пророк Илия, который живьем был взят на Небо, еще явится в этот мир при его кончине; но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илие был пророк Елисей. Сказано: «…опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (). В случае с святым Иоанном Крестителем на нем «опочил дух Илии».
. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» .
В данном стихе поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в городах и весях, а в иудейской пустыне, куда люди, чтобы услышать его, должны были выходить к нему из своих домов.
Таким образом, они как бы возвращаются ко временам Исхода и Моисея, и глас Господень вновь начинает звучать к ним в пустынных местах, где никто и ничто не может их отвлечь от богомудрия и духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит новый Исход, и нужен новый Законодатель.
С другой стороны, он проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в результате сугубо подчинения механическому (внешнему) но не сердечному стремлению исполнить Божий Закон.
. «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» .
Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался микве , буквально это слово можно перевести как «скопление (воды)» (ср. «собрание вод» ()).
Также этим словом называется водный резервуар для омовения, на иврите – твила, с целью очищения от ритуальной нечистоты.
Библия требует «омыть тело водою» (; и др.) в случаях нарушения ритуальной чистоты как в результате прикосновения к мертвому телу () или какому-либо иному нечистому объекту (), так и вследствие нечистых телесных выделений (-я глава), в частности, менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческих стран.
Парадокс заключался в том, что Иоанн Креститель совершал обряд микве (крещения) над всеми, приходившими к нему из Иерусалима и Иудеи. Таким образом, он всех их объявлял нечистыми и оскверненными, и как бы призывал к всецелому обновлению веры (прозелитизму). Кстати, микве признавалась совершенной только при полном погружении в воду.
И многие «крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои », то есть признавая свою оскверненность и религиозную несостоятельность.
. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» .
Блаженный Феофилакт дает следующее объяснение: «Фарисей в переводе значит ″отдельный″, так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других… Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в Ангелов, ни в духа. ″Саддукеи″ в переводе значит ″праведные″, ибо ″седек″ – праведность. Они сами называли себя праведными …»
Далее нам придется более подробно говорить и о саддукеях, и о фарисеях. Теперь ограничимся этим истолкованием. Единственное, что хотелось бы добавить здесь: по мнению крупного израильского историка Луи Финкелстайна, фарисеи были, выражаясь античным языком, плебеями, а саддукеи патрициями.
Итак, Иоанн Креститель обличает их, поспешивших креститься у него. Далее он предлагает им:
. «сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: ″ отец у нас Авраам″ , ибо говорю вам, что может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» .
Словами: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» Креститель указал, по истолкованию блаженных Иеронима и Феофилакта, на язычников, которые скорее по долгу службы должны были там находиться. Вероятнее всего, это были римские центурионы, которые всегда дежурили при большом скоплении народа.
То, что иудеи кичились своим происхождением от Авраама, мешало им увидеть, насколько сильно они отличались от своего праотца. Блаженный Феофилакт пишет: «Им служило к погибели то, что они полагались на свое благородное происхождение» . На самом деле то, что эти люди происходили от патриарха Авраама, только усиливало их вину. Сказано: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ″ не прелюбодействуй″ , прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ().
. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» .
Блаженный Феофилакт неожиданно истолковывает эти слова в их применении к жизни христианских общин. Феофилакт пишет: «Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями – каждого из нас. Итак, не верующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну. Всякое дерево, хотя бы оно от Авраама происходило, не приносящее доброго плода. Не сказал: ″не принесшее″, но ″не приносящее″; ибо всегда должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а сегодня похищаешь, то ты неугоден Богу. Такое дерево срубают и бросают в огонь, то есть огонь геенны» .
Не надо удивляться, что святые Отцы многие обличительные слова из Библии , относящиеся к иудеям, воспринимают как относящиеся к христианам. Сказано: «Все это происходило с ними(то есть древними иудеями – О.С. ), как образы; а описано в наставление нам (то есть христианам – О.С. ) достигшим последних веков» ().
В настоящее время в нашей Церкви появилось либеральное крыло представителей духовенства, которые проповедуют прогрессистские идеи о будущности христианства. Эти либералы в рясах уверовали в некое «побеждающие » и, много говоря о нем, совершенно забыли о побеждающем Христе. Сын Божий учит нас: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (). То есть мы ничто без Христа, и чем-то можем быть только в Нем.
Прогрессистские батюшки проповедуют «теологию процветания и обогащения»; начитавшись протестантских и нео-протестантских книг, они уверовали в свою особую роль и особую роль христианской молодежи в «деле…», как они говорят, «…спасения Церкви». Безумцы! Они не знают, что не спасают, а в ней спасаются, как не знают и того, что молодежь есть самая незрелая в духовном и нравственном смысле часть наших православных общин.
Проповедуя «прогрессивное», во всем сомневающееся «богословие», они очень походят на саддукеев.
Высшая иерархия Иерусалимского храма все были саддукеи, эти архиереи презирали простой народ и низшее духовенство. В своих мечтах и самомнении они так оторвались от реальной жизни, что встреча их с Христом имела место только после Его заключения под стражу. Но и тогда они не поняли и не увидели истины.
Другая крайность – батюшки-консерваторы, эти наши отцы могут часами говорить об антихристе и ни разу не вспомнить о Христе. Пришествие сына их занимает и волнует более, чем Пришествие Сына Божия. Впав в «чемоданное» настроение, они всем рекомендуют жить так, как будто завтра, или даже сегодня, весь мир провалится в геенну огненную. Запрещают вступать брак и рождать детей, как они думают, в преддверии конца света.
Подобное поведение напоминает другую крайность в иудаизме I века, а именно фарисейство.
. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» .
Слова Предтечи: «а солому сожжет огнем неугасимым» Блаженный Феофилакт истолковал следующим образом: «Неугасим этот огонь. Поэтому ошибался Ориген , когда говорил, что будет конец наказанию ». В наше печальное время учение еретика Оригена открыто проповедуют на некоторых приходах и даже в духовных учебных заведениях.
Апостол Матфей пишет:
. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
Блаженный Феофилакт так объясняет поведение Иоанна Крестителя, который попытался удержать от обряда микве (крещения) Господа Иисуса Христа: «Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние» .
. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» . Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти же слова: «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю (Иисусу) принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед Законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих» .
В Евангелии от Луки сказано: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (). Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь крещается, будучи тридцати лет, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, – сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества – любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас» . То есть Христос Своим Детством освятил детство каждого из нас; Своею Юностью – освятил юность; Своим Мужеским возрастом – зрелые годы в жизни каждого человека.
. «Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» .
Данное событие, Крещение Господне, называется и Днем Богоявления, потому что человек Иоанн Креститель первым из всех людей созерцал столь явственно тайну Триединого Бога. Тайну, которую человек не смог бы вывести никаким логическим путем, тайну, к которой применимы известные слова учителя Церкви Тертуллиана : «Верую, потому что абсурдно» . То есть более чем непостижимо…
Предтеча зрит Сына Божия стоящего в струях Иордана, – особо; зрит «Духа Божия, Который сходил, как голубь» ,– особо; слышит глас Бога Отца, «с небес глаголющий» , – особо. Иоанн сподобляется первым из людей так явственно быть озаренным трисиятельным Светом Триединого Божества.
То же самое мы видим и в следующем тексте: «…Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Яhве ) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве.
Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, о множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь и Дух Его» ().
Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом «и на земле, как на небе» () мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына, о чем мы прочитали выше. Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове «О Крещении» обращал на сие внимание: что и первый мир творится при водах и парении Духа Святого, и второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца.
А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (). Блаженный Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит «Нашему», Он показывает, что Один и тот же Бог не просто один, но существует более чем Одна (Его) Ипостась [Личность].
Даже главная заповедь о Единстве Творца: «Слушай, Израиль: Господь, наш, Господь един есть» (), – оканчивается словами не «Господь один», а «Господь един» – Адонай эхад . «Эхад» – означает именно «един». Хотя иногда это слово и понимается как один, но, скорее, «один» (одно) как начало чреды неких множеств. Множеств – соединенных чем-либо друг с другом или во имя чего-либо. Маймонид понимал опасность этого слова для иудаизма и убрал его из 13-и догматов веры иудеев.
Если о вас скажут, что вы едины, думаю, вы спросите: «С кем я един»? Единство фактически предполагает единство между кем-то и кем-то или чем-то и чем-то.
Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: «Бог есть любовь» (), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма. Напротив! Бог есть Любовь – Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святаго. Все Три Лица Святой Троицы – пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: «да будут едино, как Мы едино» (). Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою » . Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ().
Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... хотя в Них нет счета, как учат святые Отцы. Обратите внимание на следующий библейский стих: «…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существует, подтверждают и показывают два следующих текста: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (); и другой текст: «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ().
Об отсутствии счета в Лицах Святой Троицы (111) святой Иларий пишет: «Если мы допустим сотоварищество – то есть множественность, – мы исключим идею единичности и одиночества» . Святитель Амвросий добавляет: «Когда мы говорим, что один, то единство исключает множественность богов и не предполагает количества в Боге» . То есть схема: 111 – недопустима; схема: 1-й, 2-й, 3-й – еще более недопустима. Приемлемо только: 1=3 или 3=1.
Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его истинная Человеческая природа.
А когда мы читаем: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( – сравните с ; ), – по-гречески «Это Я» звучит как «Я есть». Речь идет о Том, в руках Которого и жизнь и смерть. Он Сам говорил о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» ().
Есть подобное свидетельство о Христе и в Ветхом Завете. «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: ″Господь – оправдание наше!″» (). Здесь имя Христа предлагается четырехбуквенным именем Ягве . Вы можете проверить это по любому изданию еврейского текста Библии .
Но все же тайна Пресвятой Троицы, при всей убедительности православных аргументов, остается тайной Веры и раскрывается в трисиятельном Свете чистым и ищущим сердцам. И хотя современные либеральные «богословы» проповедуют христоцентризм, православное богословие остается тринитарным.
Каждое молитвенное правило и каждое Таинство Церкви начинается молитвенным обращением ко всем Лицам Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Это и есть Вера отеческая и Вера Православная!