Два интерьера с креслами Utrecht, дизайн Геррита Ритвельда, Cassina. В каком интерьере эти кресла смотрятся лучше? Китайский дворец Собственная дача китайский дворец ораниенбаум схема план
Помещение Передней служило вестибюлем изначально; здесь в центре южной части дворца, и сегодня расположен вход в здание. После пристройки в 1853 г. к этой комнате крытой застекленной галереи она стала использоваться и в качестве столовой. Стены Передней в XVIII столетии были украшены росписями итальянского живописца-декоратора Стефано Торелли, ученика прославленного неаполитанского художника Франческо Солимены. Торелли прибыл в Россию в 1758 г., оставив службу при Саксонском королевском дворе. В 1764 г. живописец трудился над оформлением Зимнего дворца, а в 1765 г. приступил к работе в Ораниенбауме, и спустя короткое время интерьеры Китайского дворца украсились его талантливыми произведениями. В 1850-е гг. настенные росписи Торелли в Передней заменили на архитектурные пейзажи неизвестного художника ХIХ в. «Диана и Актеон» и «Пейзаж с руинами ». В Передней сохранился живописный плафон работы С. Торелли « Аполлон и Искусства». Одна из стен Передней сохранила замечательные по красоте рисунка орнаментальные росписи другого итальянского мастер, Серафи- но Бароцци, который так же, как и Торелли, работал непосредственно в Китайском дворце. Дополняет убранство интерьера лепной декор падуг и потолка: раковины, листья аканта и других растений, цветочные гирлянды. Переднюю украшает наборный паркет XVIII в., составленный из нескольких пород дерева - ореха, амаранта, березы, сандала, яблони, розового и красного дерева; его рисунок, созданный Ринальди, словно отражается в лепном декоре потолка, что придает завершенность оформлению интерьера. Камин, выполненный из искусственного мрамора, создан в XVIII в. «штукатурных дел мастером» итальянцем Альберто Джани, много работавшим над изготовлением первоначальных мраморных полов.
Большой зал , центральное помещение дворца, в документах XVIII столетия именуется также Приемным, Круглым, Овальным или просто Залом. Оформленный в духе торжественной приподнятости, он предназначался для официальных приемов и трапез. Большинство посещений Собственной дачи Екатериной II заканчивалось ужином в большом зале. В отличие от других помещений дворца, интерьер Большого зала несет в себе черты нового стиля - классицизма - и предвосхищает последующие интерьеры, созданные Ринальди в Петербурге, Царском Селе, Гатчине. Облик этого парадного зала строг и величав, его декор изысканно-благороден и лаконичен. Стены и трёхчетвертные коринфские колонны декорированы искусственным мрамором разных оттенков. Большой зал перекрыт невысоким куполом, прорезанным круглыми окнами - люкарнами, которые служат источником естественного освещения. Через большие двери, застекленные до самого пола, открывается живописный вид на партерный садик и луг, переходящий в парк. Над дверьми располагаются беломраморные барельефы, изображающие Петра Великого и его дочь Елизавету Петровну. Выполнила их Мари-Анна Колло, известный французский скульптор, ученица и помощница Э.-М. Фальконе. На потолке плафон С. Торелли «День, изгоняющий ночь». Картина была написана для Мраморного дворца в Петербурге, где она и находилась вплоть до передачи в Китайский дворец в 1960-х годах. Ранее на этом месте находился плафон прославленного венецианского художника Джованни Баттиста Тьеполо «Отдых Марса» - подлинный шедевр декоративно-монументальной живописи. В июле 1941 г. плафон был демонтирован и вывезен в Петергоф, где исчез в годы войны. В ноябре 2014 г. «Винтерсхалл» заключил договор о спонсорской помощи с ГМЗ «Петергоф» на реставрацию части помещений второй очереди Китайского дворца, что позволит завершить реставрацию Большого зала и позволит по-новому организовать экскурсионный процесс, избегая разворота и встречного движения групп.
Интерьер Голубой гостиной один из наиболее насыщенных архитектурно-лепным декором. Вследствие большой влажности и капиллярного подсоса нижняя часть стен была полностью деструктурирована и наблюдалось множество утрат. При демонтаже рам картин «Нимфа и Тритон, выходящие из тростника» и «Похищение Европы» обнаружилась полная деструкция гипсовых угловых орнаментованных композиций. Деревянные элементы рамы были демонтированы с соответствующей маркировкой, с угловых композиций были сняты модели, после чего их тоже демонтировали. Лепщиком - реставратором Холод А. Х. (почетный реставратор Санкт-Петербурга) был отреставрирован весь лепной декор и воссозданы утраченные элементы. Большая Антикамера пристроена к восточному фасаду дворца в 1850 г. Строительство нового помещения велось по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, и связано с обновлением Китайского дворца, осуществленным его новой владелицей, супругой великого князя Михаила Павловича - Еленой Павловной. После реконструкции дворца сюда перенесли вход, и комната получила название Передней. В интерьере сохранилась подлинная отделка, выполненная в технике гризайль (декоративная живопись, имитирующая барельеф, выполняемая различными оттенками одного цвета).
Зал Муз , сохранивший свою подлинную отделку, принадлежит к числу лучших интерьеров XVIII в. Большие окна-двери придают ему сходство с парковым павильоном. Первоначально зал назывался Живописной галерей и предназначался для музыкальных концертов, а свое нынешнее название получил в XIX в. В декоративном убранстве интерьера ведущую роль играет живопись. Роспись стен и падуг потолка выполнена в технике темперы в 1768 г. итальянским художником Стефано Торелли (1712-1784 гг.). В простенках между окнами располагаются крупнофигурные композиции с изображением девяти муз - покровительниц искусств. На падугах изображены группы амуров с атрибутами античных богов, чередующиеся с орнаментальной лепкой. Потолок украшен живописным плафоном Стефано Торелли «Триумф Венеры». Наборный паркет выполнен по рисунку А. Ринальди в 1772 г. группой русских столяров под руководством И. Петерсена. В наборе паркета использовано несколько разновидностей древесины, в том числе красное дерево, орех, палисандр, золоторозовое дерево, береза, клен. Работы по устройству противокапиллярной гидроизоляции и реконструкцию подполий выполняло ООО «ГЕОИЗОЛ». В помещении Зала Муз и Голубой гостиной было сделано техническое подполье высотой 80 см, где и проложили все инженерные сети. Работы по прокладке и пусконаладке инженерных сетей выполняло ООО «Стройсервис».
20 ноября 2014 г. в Танцевальном зале Большого петергофского дворца состоялось подписание трехстороннего договора о сотрудничестве между ГМЗ "Петергоф", "Винтерсхалл Холдинг ГмбХ" (Гер- мания) и ООО "Петербургская реставрационная компания". Договор предусматривает первоочередные противоаварийные и выборочные работы в трех залах Китайского дворца - Будуаре, Кабинете Павла I и Штофной опочивальне. А также реставрацию интерьера Большого зала Китайского дворца, портретов Петра и Елизаветы Петровны, а также реставрацию Галереи. Масштабная реставрация дворца началась в 2009 г., после вхождения дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум в состав ГМЗ "Петергоф". Первый этап завершился в 2011 г. за счёт благотворительных средств ОАО "Газпром", когда были представлены четыре зала - Большая Антикамера, Зал Муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет. В июле 2014 г. открытием еще двух залов Китайского дворца - Розовой гостиной и Гардеробной - завершился первый этап второй очереди реставрации. Второй этап включит работы в Передней, Большом зале, Галерее, третий - в Штофной опочивальне, Будуаре, кабинете Павла и помещениях второго этажа. Открыть эти залы планируется в 2016 г. В 2017 г. начнется последняя очередь реставрации, в рамках которой будут восстановлены восемь залов: Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайские кабинеты, Малую антикамеру, Китайскую опочивальню, Туалетную, Портретную и Кабинет Екатерины. «Винтерсхалл» - это самая крупная нефтегазодобывающая компания Германии, в которой занято свыше 2 тысяч сотрудников из более чем 40 стран. 25 лет тесного партнерства объединяют «Винтерсхалл» с крупнейшим в мире производителем природного газа российским предприятием «Газпром». Руководство компании считает, что содействие культуре не роскошь, а форма выражения общественной активности. Поэтому, в каких бы уголках мира не работал «Винтерсхалл», везде главным достоянием становится не только нефть и газ, но и связи между людьми, между народами.
Крепость Святого Петра, сооруженная в восточной части усадьбы в 1757 году, спустя два года преобразовали в крепость Петерштадт. В плане крепость представляла собой четырнадцатиконечную звезду с четырьмя бастионами, окруженную земляными валами и рвами, наполненными водой. Крепость площадью два гектара дополнялась сложной системой дополнительных укреплений. Находящийся рядом с северным фронтом пруд получил название «Увеселительное море». Здесь разыгрывались морские баталии с участием боевых судов: двенадцатипушечного корабля «Ораниенбаум», фрегата «Святой Андрей», галер «Святая Екатерина» и «Елизавета».
На территории крепости располагались арсенал, казармы для артиллерийских, драгунских полков и кирасирских трубачей, дома для офицеров и командиров полков, гауптвахта, сараи для лошадей и экипажей, цейхгауз.
В России традиция потешных баталий и строительства крепостей для военных забав наследников престола появилась при Петре I. Созданные им Семеновский и Преображенский полки исполняли роль потешных войск, а впоследствии стали основными частями гвардии.
Петр Федорович для участия в военных играх пригласил полки Шлезвиг-Голштинского герцогства, откуда он был родом.
Из записок Екатерины II становится понятно, что она к приглашению голштинцев относилась отрицательно:
…число голштинскаго войска и авантюристов, которые занимали там офицерския места, увеличивалось из года в год.
Солдаты Ингерманландскаго полка говорили: "Вот мы стали лакеями этих проклятых немцев". Дворцовые лакеи говорили: "Нас заставляют служить этому мужичью". Когда я увидела и узнала, что происходит, я твердо решила держаться как можно дальше от этой опасной ребяческой игры.
Численность голштинского гарнизона доходила до 1500 человек. Строительством крепости Петерштадт руководили голштинский мастер Ферстер и инженер-поручик Савелий Соколов. Крепость занимала два гектара.
На территории крепости находился дворец Петра III, предназначенный для его отдыха после военных занятий.
Впервые в русской архитектуре на территории фортификационного сооружения появилась дворцовая постройка, служившая не военным, а увеселительным целям.
Первый этаж дворца был служебным. На втором этаже сохранилось несколько парадных помещений. Дворец построил архитектор Антонио Ринальди.
На доспехах изображена обезьянка. Известно, что у Петра Фёдоровича была Елизавета Воронцова обезьянка, возможно, что это она:
Как и положено, в крепости должна быть потайная лестница:
В этом скромном доме Петр III жил до самого ареста. Здесь 28 июня 1762 года он подписал отречение от престола, был арестован и увезен в Ропшу, где вскоре скончался от геморроидальных колик.
С течением времени деревянные постройки крепости пришли в ветхость и в конце XVIII века были разобраны. На сегодняшний день сохранились только остатки земляных валов, небольшой дворец и парадные въездные ворота:
Макет крепости:
Вот как в своих записках Екатерина II вспоминала о жизни в Ораниенбауме:
Вообще мне и всем нам опротивела скучная жизнь, которую мы вели в Ораниенбауме, где нас было пять или шесть женщин, которыя оставались одне с глазу на глаз с утра до вечера, между тем как мужчины, со своей стороны, скрепя сердце упражнялись в военном искусстве.
Вот образ жизни, какой я тогда вела в Ораниенбауме. Я вставала в три часа утра, сама одевалась с головы до ног в мужское платье; старый егерь, который у меня был, ждал уже меня с ружьями; на берегу моря у него был совсем наготове рыбачий челнок. Мы пересекали сад пешком, с ружьем на плече и мы садились -- он, я, лягавая собака и рыбак, который нас - вез -- в этот челнок, и я отправлялась стрелять уток в тростниках, окаймляющих море с обеих сторон Ораниенбаумскаго канала, который на две версты уходит в море. Мы огибали часто этот канал и следовательно находились иногда в довольно бурную погоду в открытом море на этом челноке. Великий князь приезжал через час или два после нас, потому что ему надо было всегда тащить с собою завтрак и еще не весть что такое. Если он нас встречал, мы отправлялись вместе; если же нет, то каждый из нас ездил и охотился порознь. В десять часов, а иногда и позже, я возвращалась и одевалась к обеду; после обеда отдыхала, а вечером или у великаго князя была музыка, или мы катались верхом.
Для своих комнат в этом дворце я все покупала на свои деньги, во избежание всяких споров и затруднений, ибо Его Императорское Высочество, хотя и очень был мотоват на все свои прихоти, но жалел денег на все, что меня касалось, и вообще вовсе не был щедрым; но так как то, что я делала для своих комнат на собственный кошт, служило к украшению дома, то он был очень этим доволен.
Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме и, так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство во сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом; так как этот кусок земли принадлежал восьми или десяти членам их семьи, то они охотно мне его уступили, не получая от нея, впрочем, никакого дохода. Я начала делать планы, как строить и сажать, и, так как это была моя первая затея в смысле посадок и построек, то она приняла довольно обширные размеры.
Самое лучшее, что есть в Ораниенбауме – это Собственная дача, которую построил Ринальди в 1762-1774 годах для Екатерины II. Собственная дача стала третьим дворцово-парковым ансамблем (после Меншиковского дворца и Нижнего парка; крепости Петерштадт и Петровского парка вокруг неё).
Вступив на престол, Екатерина II распорядилась отпустить на строительство Собственной дачи 10 тыс. рублей и разрешила А.Ринальди приглашать первоклассных русских и западноевропейских мастеров. С их участием по чертежам и рисункам А.Ринальди был построен непревзойденный по красоте интерьеров Китайский дворец (1762-1768).
Название "Китайский дворец" впервые упоминается в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли "голландский домик" (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), "домик, что в Верхнем саду", "домик маленький". Название "Китайский" возникло потому, что ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты) декорирован в духе китайского искусства или с использование подлинных произведений искусства Китая и Японии.
В прошлом году в Эрмитаже выставляли отреставрированный Стеклярусный кабинет из Китайского дворца http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2010/hm4_1_263.html .
С сайта Эрмитажа:
Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа.
Первоначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили наборным паркетом с сохранением прежнего рисунка .
Китайский дворец является единственным в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII – середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).
Над прудом, у южного фасада дворца установлены мраморные и бронзовые статуи персонажей античной мифологии – копии с античных оригиналов.
На заднем плане пергола:
В Китайский дворец мы не попали, так как там нет отопления, поэтому на зиму его закрывают. В утешение нам сообщили, что сейчас во дворце кроме Стеклярусного кабинета открыты всего два зала. Остальные на реставрации. В советское время дворец был открыт полностью. Хоть там было довольно обшарпано, но зато можно было всё посмотреть.
Залы уникального дворца XVIII века открывают свои двери для читателей
За величественными дворцами и парками Петергофа, в 15 минутах езды по живописной Старо-Петергофской дороге находится город Ломоносов с дворцово-парковым ансамблем Ораниенбаум. На гербе города изображено «померанцевое дерево» - так переводится с немецкого название города. В 1710 году «полудержавный властелин» Александр Меншиков, получив в дар от государя эти земли, стал застраивать свои владения и вскоре превратил их в излюбленное место пребывания царского двора.
Зал муз. Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге - Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.
К этому времени относится происхождение легенды о названии Ораниенбаума, и связано оно с обнаруженными в заброшенной оранжерее бирками на деревьях, где значилось: Oranienbaum. С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III.
Верхний парк был формально разделен на две части: одна для строительных затей Петра Федоровича, вторая - для собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны. Именно там и началась история Китайского дворца. Как вспоминала Екатерина II: «Мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме. Я начала делать планы, как строить и сажать». С конца 1750-х годов на территории начинаются работы. По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение».
Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века.
Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди - родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. По свидетельству современников, «он заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века», но отмечали, что «в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах».
Голубая гостиная. В 1863 году художник А.Бейдеман выполнил большие живописные панно для стен этого зала.
Строительство дворца началось только в 1762 году с восшествием Екатерины на престол, однако уже в 1768 году она отпраздновала новоселье. Главное сооружение собственной дачи - Китайский дворец, который первоначально назывался «Голландский домик», но имел несколько интерьеров, оформленных в стиле шинуазри.
Фрагмент Стеклярусного кабинета.
Свое нынешнее название он получил только в XIX веке, после разрушения Китайского домика в крепости Петерштадт. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой. Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами.
Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно. За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж. Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.
Передняя. Реставрация живописного плафона.
Чудом он не пострадал во время Великой Отечественной войны, и, несмотря на все перипетии, в нем сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе». Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.
Парадная анфилада. Вид в сторону Зала муз. У окна Стеклярусного кабинета - стол с мозаичной поверхностью, напоминающий о бывшем названии этого помещения - «Мозаичный покой».
Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Изюминкой дворца является Стеклярусный кабинет, который в XVIII веке назывался Мозаичным покоем.
Стеклярусный кабинет. Зеркало в резной золоченой раме.
Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.
Фрагмент южного фасада. Собственный садик. Скульптура «Амур и Психея» - копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме.
Их двенадцать - десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями - синелью - вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами - уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.
Зал муз. Фрагмент падуги c фигурой Аполлона.
В 2011 году были открыты Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет, в прошлом - Розовая гостиная и Гардеробная. Еще предстоит выполнить реставрацию второй половины Парадной анфилады и личных покоев. А в этом году гостей примут Передняя и ближе к осени - Большой зал.
Elle Decoration
Прочтений: 11779
" data-postfix="">Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди.
В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик - здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая выступающие боковые части здания. Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.
Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.
Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.
Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.
Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».
Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.
Китайский дворец - это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.
Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века. Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.
Надо отметить, что при создании ансамбля Собственной дачи в середине XVIII века Антонио Ринальди стремился достичь гармонии архитектуры и природы. Вдоль южного фасада Китайского дворца были посажены дубы и еще в XX веке эти гигантские 200-летние деревья украшали историческое здание. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь не многие из них.
Антонио Ринальди. Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме. Фото Анастасии Семёновой.
Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II.
Китайский дворец расположен в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (г. Ломоносов). Был построен по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762-1768 годах для императрицы Екатерины II. Является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. Свое название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было очень модным в XVIII веке.
В 1852-1853 годах южный фасад был перестроен по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта. Как музей дворец открыт в 1922 году.
Из всех построек Ораниенбаума середины XVIII века (дворец Петра III, павильон Катальной горки) именно в Китайском дворце стиль рококо (который в России нигде, кроме Ораниенбаума, не получил распространения) проявил себя наиболее полно. В этом, наряду с абсолютной подлинностью дворца (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был, в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга), заключается его уникальность.
Ораниенбаум, имение князя Александра Даниловича Меншикова, после его опалы в 1727 году находилось в ведении Канцелярии от строений. В 1743 году императрица Елизавета Петровна дарует эти земли вместе со всеми постройками своему племяннику и наследнику престола Великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Здесь для него строится потешная крепость Петерштадт, а в крепости - дворец (по проекту А. Ринальди). После женитьбы Петра Федоровича на немецкой принцессе Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской (в православии Екатерине Алексеевне) в Ораниенбауме обосновывается малый великокняжеский двор.
Ещё будучи Великой княгиней, Екатерина II замышляет построить в Ораниенбауме дачу для увеселений. Екатерина впоследствии писала:
« Мне пришла фантазия развести себе сад в Ораниенбауме... Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко. В разбивке сада мне помогал ораниенбаумский садовник Ламберти. »
Став императрицей, она уже 1 сентября 1762 года (то есть спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на строительство Собственной дачи, архитектором которой становится Антонио Ринальди. Основные работы были завершены в середине 1770-х годов.
По замыслу Антонио Ринальди, ансамбль Собственной дачи должен был состоять из двух частей - регулярной и пейзажной. В восточной регулярной части располагались основные парковые сооружения (Каменное зало, Китайский дворец, павильон Катальной горки). Большая западная часть была близка пейзажному «английскому» парку. При всем этом четкая граница между ними отсутствовала, одна часть как бы плавно переходила в другую. Все эти постройки ансамбля Собственной дачи сохранились до наших дней.
Антонио Ринальди. Каменное зало. Ораниенбаум. Фото Анастасии Семёновой.
Антонио Ринальди. Павильон Катальной горки. Ораниенаум. Фото Анастасии Семёновой.
Антонио Ринальди. Китайский дворец. Скульптурная композиция "Три Грации".Фото Анастасии Семёновой.
Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна анфиладная система расположения комнат. Есть анфилада и в Китайском дворце, однако она занимает лишь среднюю часть здания - ее образуют Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Ещё две комнаты - Передняя и Гардеробная - связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Всего во дворце 17 помещений.
Каждый интерьер во всех своих деталях совершенно самостоятелен, благодаря этому в Китайском дворце нет ощущения бесконечности парадной галереи. Для всех комнат характерен синтез живописи, декоративной скульптуры и всех видов прикладного искусства - гармонично объединены монументально-декоративная живопись, лепка, облицовка, наборные паркеты, позолота, резьба, декоративные ткани.
Живопись (плафоны, картины, росписи) в основном представлена крупными итальянскими мастерами: С. Бароцци, С. Торелли, Д. Маджотто, Г. Дицциани, Д. Б. Питтони. Тематика характерна для рококо - мифология и аллегория. Мебель во дворце полностью отвечает характеру отделки помещений. Чаще всего это выполненные на заказ для определенного интерьера гарнитуры. Также в коллекции мебели присутствуют уникальные экземпляры, изготовленные в Японии и Китае в XVII-XVIII вв. Особую ценность представляют собой наборные паркеты дворца, созданные в 60-70-е годы XVIII века. Они выполнены по рисункам Антонио Ринальди русскими столярами под руководством европейских мастеров-иностранцев. Первоначально в большей части комнат полы были из искусственного мрамора, но десятилетие спустя после окончания постройки дворца мрамор был заменен на паркет с сохранением первоначального рисунка. На щиты, собранные из сосновых досок рыбьим клеем наклеивались вырезанные по узору плашки цветного дерева толщиной 5-8 мм. Породы дерева использовались самые различные - это клен, липа, береза, груша, орех, яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное, табачное, черное эбеновое, амарант, розовое и красное сандаловое дерево, самшит, палисандр, тис, туя и др.
Зал муз по своему архитектурному решению и сохранности принадлежит к числу лучших дворцовых интерьеров XVIII века. Он открывает парадную анфиладу залов Китайского дворца.Убранство Зала подчинено одной теме - содружество искусств.
Это помещение овальной формы, с большими застекленными окнами-дверями. Несколько вытянутые пропорции делают его похожим на галерею - неслучайно в XVIII веке зал назывался Живописной галереей. В отделке господствуют плавные линии - это скругленные углы и пологие своды потолка, полуциркульные завершения окон-дверей.
Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз - Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Росписи стен выполнены Стефано Торелли с помощью темперных красок. Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне; каждая живописная композиция обрамлена золоченым и белым лепным орнаментом. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы Стефано Торелли). На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями. Этот плафон, наряду с росписями стен, был необычайно высоко оценен скульптором Э. М. Фальконе в его письме к Екатерине II.
Китайский дворец. Зал муз.
Зал муз. Китайский дворец Екатерины II. Фото Анастасии Семёновой.
Стефано Торелли. Плафон в Зале муз. Китайского дворца. Фото Анастасии Семёновой.
Скульптурное изображение хозяйки дворца Екатерины II. Фото Анастасии Семёновой.
Именно в Зале муз проходили балы и приемы XVIII и XIX веков, устраивавшиеся в Ораниенбауме. Его отделкой восхищались шведский король Густав III, император Иосиф II, прусский король Фридрих Вильгельм III.
Следующая комната парадной анфилады - это Голубая гостиная. Название гостиной происходит от отделки интерьера шелковой голубой материей, которой были декорированы стены до 1860-х годов. В это время обветшавшая ткань была заменена на росписи на холстах художника А. Бейдемана. Это «Тритон и Нереида», а также копии известных эрмитажных произведений «Мадонна с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани. От первоначальной отделки сохранились лепка на потолке, плафон «Время, похищающее Истину» и паркетный пол, рисунок которого - один из изящнейших во дворце.
Китайский дворец. Голубая гостиная.
Плафон "Время, похищающее истину". Голубая гостиная Китайского дворца. Фото Анастасии Семёновой.
Фрагменты интерьера Голубой гостиной. Фото Анастасии Семёновой.
Предметы фарфора.
Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом, изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей, Матреной и Авдотьей Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель. При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци, который также выполнял росписи в павильоне Катальной горки. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами, а на другой - птица на фоне двух китайских пагод.
Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Золочение выполнено в различной технике (матовой и блестящей), что дает эффект дополнительного объема.
Стеклярусный кабинет Екатерины II. Китайский дворец. Ораниенбаум. Фото Анастасии Семёновой.
Интерьеры Стеклярусного кабинета. Фото Анастасии Семёновой.
Каминный экран кабинета с изображениями китайских пагод. Фото Анастасии Семёновой.
Фрагмент панно. Фото Анастасии Семёновой.
Считается, что к вышивкам Стеклярусного кабинета приложила руку сама императрица Екатерина.
Плафон Стеклярнусного кабинета. Фото Анастасии Семёновой.
Большой зал служит композиционным центром дворца. Он предназначался для торжественных приемов, поэтому его отделка решена в более строгом стиле, чем остальных комнат. Зал в плане представляет собой овал, что породило ещё одно его название - Круглый.
Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора, и это не случайно. Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета - этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим.
На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Их исполнила Мария Колло по специальному заказу Екатерины II. Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт.
Барельефы Большого зала в Китайском дворце.
Самыми необычными из комнат дворца являются его Малый и Большой Китайские кабинеты, давшие ему такое экзотическое название.
В Малом китайском кабинете все необычно. И прямые линии архитектуры, и звучные сочные краски, и геометрический орнамент в рисунке паркета - все построено на контрасте с остальными помещениями дворца. Красный, зеленый, черный цвета, в сочетании с позолотой, смело введены в окраску наличников дверей, панелей, фриза. Шелк на стенах воссоздан и расписан по старому образцу в 1959 году. В узоре паркета наблюдается сочетание восточной орнаментики геометрического характера с европейской в виде растительных побегов и листьев. Здесь художник и архитектор также добиваются гармонии в убранстве интерьера, но гармонии яркой, сочной, с элементами экзотики и фантазии на восточные темы. Необычная отделка Малого китайского кабинета лишь только предвосхищает экзотический декор следующего помещения.
Интерьер Малого Китайского кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.
Большой Китайский кабинет Китайского дворца Екатерины II в Ораниенбауме.
Это Большой китайский кабинет, или Китайская галерея, как его называли в XVIII веке. Он принадлежит к главным интерьерам дворца по своему декоративному оформлению и представляет одно из лучших убранств среди европейских дворцов на тему Востока. Авторы доносят до нас аромат Востока с его мифологией и реальностью, с представлением о нем человека того времени. Различные виды украшений, примененные в оформлении этого зала парадной анфилады, объединены только одной восточной темой. Дополняют убранство Большого китайского кабинета подлинные предметы прикладного искусства XVIII века Китая и Японии, необычные для европейцев по форме, цвету, материалу, из которого они изготовлены.
Декоративные панно, украшающие стены Большого Китайского кабинета со сценами из жизни Китая.
Убранство Китайского дворца уникально и является ценным источником наших знаний о представлении Европейцев о Китае и культуре Востока в целом в XVIII веке. Огромный интерес, в этом отношении, вызывает плафон "Китайская свадьба", украшающий потолок Большого Китайского кабинета.
Одного взгляда на него было бы достаточно, чтобы повергнуть в ужас жителя Поднебесной...Невеста изображена в белом европейском свадебном платье, в то время как на Востоке белый является цветом траура. Жених облачен в черное. Традиционно же китайские молодожены должны были быть одеты в красное - символ счастья и изобилия.
Этот сюжет даёт нам понять, что в XVIII веке представления европейцев о Востоке были еще далеко не полными и достоверными, из-за чего мастерам часто приходилось домысливать детали изображаемых сюжетов.
Плафон "Китайская свадьба". Китайский дворец в Ораниенбауме.
Отделка Китайской опочивальни также отличается оригинальностью и экзотикой. Убранство перекрытия решено в виде легкого восточного шатра с плафоном "Китайское жертвоприношение" - художника Я.Гуарана. Наборный паркет, с включением в композицию растительных и геометрических мотивов, отвечает общему замыслу в оформлении интерьера.
Я. Гуарана. Плафон "Китайское жертвоприношение" в Китайской опочивальне Екатерины II.
Отдельная часть дворца относится к Покоям великого князя Павла Петровича - сына и наследника императрицы Екатерины.
А.П. Антропов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве.
В Покои Павла Петровича входят Розовая гостиная и Штофная опочивальня.
Эта парадная спальня следует сразу за Розовой гостиной. Свое название она получила, когда в XVIII веке стены спальни были затянуты бледно-зеленым штофом. Сейчас в интерьере использована ткань, помещенная сюда в середине XIX века. Рисунок штофа представляет собой серебристую извилистую дорожку, перевитую белыми и розовыми цветами на бледно-зеленом фоне. Мебель, входящая в убранство интерьера, а также каминный экран затянуты тканью с тем же рисунком.
Опочивальня разделена на две части, меньшая из которых - альков. Он украшен изысканной резьбой с цветочных и растительным мотивами. Эта часть спальни декорирована с использованием также и военной атрибутики - боевые знамена, трубы, стрелы - что соответствовало назвачению помещени для наследника престола Павла. В центре алькова на стене висит его детский портрет работы художника А. П. Антропова.
Потолок украшает плафон Д. Маджотто «Урания, обучающая юношу», паркет же, в многом перекликающийся с лепкой потолка и резным украшением алькова, считается одним из лучших во дворце. Он выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, березы и черного дерева.
Штофная опочивальня Китайского дворца в Ораниенбауме.
Об интерьерах Китайского дворца, поражающего своей изысканной красотой и изяществом, можно говорить бесконечно...
Но нельзя не уделить внимания прекрасному парку, раскинувшемуся вокруг него...
Китайский дворец. Статуя Венеры возле него.
Венера - в римской мифологии богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания.
Сад населяют скульптуры персонажей античной мифологии, что было очень актуально в эпоху рококо и получило еще большее распространение в сменившем вскоре его классицизме.
Скульптуры Аполлона и Артемиды перед Китайским дворцом. Фото Анастаси Семёновой.
Скульптура Артемиды - древнегреческой всегда юной богини охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницы всего живого на Земле, дающей счастье в браке.
Грации - в древнеримской мифологии богини красоты и изящества. Символы стиля рококо. Фото Анастасии Семёновой.
Помимо парковой скульптуры огромный интерес представляют его павильоны.
Каменное зало. Фото Анастасии Семёновой.
Строительство Каменного зала проходило в 1749-1751 годы. Автор проекта доподлинно неизвестен, хотя Д. А. Кючарианц полагает вероятным авторство М. Г. Земцова, указывая на сходство Каменного зала и Зала славных торжествований в Летнем саду.
В документах 1750-х годов Каменное зало именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, а затем - Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов - в нём был большой зал со сценой. В 1750-х годах у Каменного зала проводится несколько дворцовых праздников «молодого двора», устроенных великой княгиней Екатериной Алексеевной. Например, по случаю именин Пётра Фёдоровича летом 1757 года была дана кантата «Пророчествующая Урания» (слова А. Денуи, перевод М. В. Ломоносова). В спектакле была задействована созданная Ломоносовым «машина» из глобусов и сфер, на которых восседала муза Урания.
Антонио Ринальди. Павильон катальной горки.
Фото Анастасии Семёновой.
Еще, одним из шедевров, созданных в Ораниенбауме Ринальди в 1762-1774 годах, является Катальная горка. Сооруженное на высокой естественной гряде, в обрамлении зелени парка, это здание сразу привлекает к себе внимание эллинской гармонией пропорций, стройностью силуэта, пластической выразительностью фасадов. На бледно-голубом фоне стен четко читаются белоснежные колоннады, ряды пилястр, обрамления окон.
Трехэтажное сооружение не кажется массивным. Соразмерность отдельных частей, ступенчатость силуэта придают ему легкость и устремленность вверх. Этому впечатлению способствует и завершение павильона легким куполом в форме колокола, покоящимся на деревянном барабане, украшенном резными гирляндами.
Сейчас здание павильона Катальной горки воспринимается как самостоятельное архитектурное сооружение. Но в XVIII веке оно было частью грандиозного аттракциона. К каменному зданию примыкали деревянные горы, длина которых составляла 532 метра. По обе стороны ската тянулись длинные колоннады с плоской крышей, украшенной балюстрадами и сотней декоративных ваз и скульптур.
Колоннада, закругляясь в конце, образовывала площадь овальной формы. По плану Ринальди в центре должен был находиться обелиск с вензелем Екатерины II и короной, который так и не был установлен.
Катание начиналось с высоты 22 метров со специальной стартовой площадки, куда вела лестница с галереи третьего этажа павильона. От этой площадки был сооружен волнистый скат, состоявший из четырех горок. Он имел три колеи шириной более 6 метров, центральные служили для катания, боковые - предназначались для подъема колясок с помощью специальных приспособлений-блоков. Катания осуществлялись только в летнее время, для чего были сконструированы специальные колясочки с двенадцатью колесиками, которые двигались по врезанным в скаты колеям. Просуществовали горки недолго. Последние катания относятся к 1801 году. И уже к середине XIX века скаты и колоннаду разобрали, а на их месте появился луг с двумя рядами пихт. Сохранившийся павильон - единственный памятник, напоминающий о бытовавших в России XVIII века подобных увеселительных сооружениях.
К основному цилиндрическому объему этого необыкновенного здания симметрично примыкают три ризалита. Колоннада тосканского ордера, связанная с балюстрадой, образует открытую галерею, окружающую павильон. Колоннада второго этажа поддерживает балконную террасу третьего этажа, самого высокого и парадного. Его фасады расчленены пилястрами коринфского ордера. С восточной стороны на высоту цоколя поднимается красивая наружная лестница. В облике Катальной горки изящно сочетаются декоративные элементы барокко и классицистическая сдержанность и конструктивность. Именно эта двойственность позволяет рассматривать Катальную горку как памятник переходного периода - времени раннего классицизма.
План-макет Катальной горки в Ораниенбауме.
Императрица Екатерина, создавшая такую красоту, к сожалению, редко бывала в Ораниенбауме. Её сын Павел I так же не выбрал Ораниенбаум своей резиденцией, предпочитая Павловск и Гатчину.
Павел I пожаловал Ораниенбаум своему сыну Александру Павловичу. Однако будущий победитель Наполеона бывал здесь лишь наездами.
После смерти Александра Ораниенбаум отошел его брату великому князю Михаилу Павловичу и его жене - великой княгине Елене Павловне, принцессе Вюртенбергской.
Великая княгиня Елена Павловна была известна своими приемами и покровительством музыкантам, композиторам, художникам и другим людям искусства.
Вот как вспоминает о ней великий русский пианист, композитор и дирижер Антон Григорьевич Рубинштейн: «Замечательная это была женщина! Другой, равной ей, я ни прежде, ни после в ее положении не знавал. С представительностью, чисто великокняжескою, она соединяла бездну такта и уменья войти в положение, в мысль решительно каждого, кто к ней приближался. С ученым, военным, артистом, государственным деятелем, писателем, поэтом, романистом- с каждым она умела говорить, на каждого умела произвести самое приятное впечатление».
Великая княгиня Елена Павловна.
В 1873 году после смерти Елены Павловны хозяйкой Ораниенбаума стала ее дочь, Екатерина Михайловна, а в 1894 году Ораниенбаум получили ее внуки - Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская и ее братья - Георгий Георгиевич и Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкие.
Елена Георгиевна, как и бабушка Елена Павловна, была очень музыкальна, любила музыку Баха, часто устраивала концерты, на которых сама пела: у нее был красивый голос. Казалось, что скрипка Петра III обладала особыми чарами и после смерти своего владельца продолжала привлекать в Ораниенбаум людей, неравнодушных к музыке.
Мекленбург-Стрелицкие на фоне Китайского дворца. Фото начала XX века.
В 1909 году герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий был похоронен в парке Ораниенбаума.
В настоящее время на месте надгробия установлен большой валун с мемориальной доской. У этого валуна мы и прощаемся с Ораниенбаумом.