Архимандрит Флавиан (Городецкий). Путин
Многие, кто следовал из Села Веселого в сторону Адлера или в обратном направлении обращали внимание на величественное сооружение на площадке олимпийского строительства. Большое здание, очертаниями похожее на храм, внушительных размеров с несколькими куполами.Только теперь стало окончательно ясно – это храмовый комплекс. Он будет объединять приют Иоанна Предтечи, храм Нерукотворного образа Христа Спасителя с давно необходимыми городу духовно-просветительским центром, музеем, оборудованным конференц-залом.
На пресс-конференции, посвященной закладке камня в основание нового храма, отец Флавиан- настоятель сочинского храма Святого Владимира, который является так же духовником вновь возводимой церкви пояснил, что приют Иоанна Предтечи возводится уже несколько лет на добровольные взносы прихожан.
А начиналась эта история необычно. В Имеретинке, недалеко от трассы стоял посреди сада маленький двухэтажный дом, в нем жила семья Эксузянов. Двое стариков, получивших солидный надел земли за работу в местном колхозе, с ними внук-подросток Саркис. Мальчик подрос, поскольку он был сыном священнослужителя из Абхазии, то не мог не задумываться о том, что волнует в первую очередь каждого верующего: где ближайший храм?
Знакомство с отцом Флавианом стало решающим в судьбе Саркиса. Иерей много лет лелеял мечту основать в Сочи приют для престарелых. Такой,чтобы за постояльцами был хороший уход и они имели возможность общения друг с другом, избегнув страшной участи одиночества.Мечты были и о храме, но все упиралось, естественно, в материальные возможности. Землю под строительство приюта, не задумываясь, предоставила семья Эксузянов. Так, вокруг скромного домика, на месте сада и вырос храмовый комплекс.
Теперь приют, уже построенный, с террассам и анфиладами, правда еще без отделки стоит, возвышаясь на не6сколько этажей посреди ухоженного сада. Беззаботно вьется виноград «Изабелла», на маленьких клумбах цветут гортензия и бархатцы, похожие на маленькие солнечные диски.
Разработка проекта комплекса был поручен одному из лучших сочинских архитекторов, на чьем «счету» десятки сочинских храмов – Федору Афуксениди. Создание и воплощение проекта велась совместно с проектным бюро известных дизайнеров Юрия Марченко и Юрия Прокатова. Не было сомнений, что комплекс зданий выйдет не просто соответствующим канонам церковной архитектуры, но своим внешним видом станет представлять подлинную достопримечательность Олимпийского парка, сделается его украшением. На визуальной презентации проекта во время пресс-конференции эта уверенность подтвердилась. В основу проекта взяты приемы и формы византийской церковной архитектуры, с просторными пределами, нефами, окруженные колоннами. Здание венчают несколько куполов с крестами.
В самом центре будущего храма есть специальная полукруглая сфера, где покоятся теперь священные реликвии. Во-первых-«краеугольный камень».Он взят из раскопок средневекового храма IХ-Х веков, — открытия нашумевшего два года назад. Причем, фундамент и стены средневековой базилики находятся неподалеку от нынешнего строительства. Роман Мимоход – руководитель археологической экспедиции «открывшей» старинный храм рассказал о странных артефактах, которых даже, пожалуй, назвать таковыми можно с трудом. Это человеческие скелеты. Черепа, их порядка тридцати, все имеют признаки поражения твердым предметом в височной части. Ученые уверяют – люди, которым принадлежали останки, были насильственно умершвлены.
Отец Флавиан рассказал, что по церковной традиции «принявшие смерть за веру» считаются великомучениками.
Мощи одного из таких- неизвестного, погребенного в алтарной части бывшего средневекового храма поместили в специальную раку. И, как случается всегда с мощам святого, далее стали происходить случаи, которые иначе как чудесами, не назовешь. Ковчег с мощами будет теперь помещен в основании престола возводимого храма Нерукотворного образа Христа Спасителя. С ним рядом помещен камень из стены средневековой базилики. На камне закреплена табличка, с указанием основных участников памятного события. Закладка камня была освящена Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидор ом . На церемонии закладки камня и сопутствующей ей торжественной литургии присутствовали многие из тех, кому в дальнейшем предстоит деятельно участвовать в строительстве. Это представители Олимпстроя, представитель управляющего Делами администрации Президента России, священнослужители сочинских приходов, бизнесмены, члены попечительского Совета храмового комплекса.Церемония получилась красивой, праздничной В разгар службы, которой предшествовало облачение владыки Исидора в праздничные одежды, в разрывах грозовых облаков показалось солнце. Многие увидели в этом хороший знак. Храм будет построен. Он станет украшением города и знаковым местом для горожан, гостей Сочи, для всех, кто любит историю и чтит христианские традиции.
Торжественная литургия в честь закладки камня храма Нерукотворного образа Христа Спасителя
Участники торжества, члены Попечительского Совета
Отец Флавиан был настоятелем поминальной часовни в честь Иоанна Крестителя в городе Боярка, сообщает сайт Киевской митрополии УПЦ.
В последней публикации в сети Фейсбук, сделанной месяц назад, отец Флавиан написал, что «нет выше послушания, чем послушание Церкви» и призвал "возрадоваться духом, сердцем и всем помышлением наши» в доме Божьем.
Архимандрит Флавиан родился 11 апреля 1989 года в городе Киеве, принял крещение в Свято-Макаровском храме столицы. С 1997 года нес послушание в Свято -Михайловском храме города Боярки.
В 2010 году окончил Одесскую духовную семинарию. В 2014 году окончил Киевскую духовную академию.
В 2011 году рукоположен в сан диакона. 24 июля 2011 года рукоположен во священника и назначен в Свято-Михайловский храм города Боярка. В 2012 году пострижен в монашество с именем Флавиан в честь святителя Флавиана, Патриарха Константинопольского.
В 2018 году Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием возведен в сан архимандрита.
С января 2013 года - управляющий строительством и настоятель поминальной часовни в честь святого Иоанна Крестителя в городе Боярка. Преподавал курс “Основы христианской этики” в Киево – Святошинской районной классической гимназии.
Священноначалие и духовенство Киевской епархии выражает свои соболезнования родным и близким почившего.
Люди на крутых джипах считают себя бессмертными и думают что правила придуманы для того, чтобы все остальные меньше им мешали по встречке ехать. Это жизненное правило стало уже чем-то вроде физического закона - исключений не замечалось.
И вот поехал я с другом на машине его товарища и узрел чудо. товарищ этот ехал на своем порше кайен турбо и был самым настоящим серьезным бизнесменом, а не просто взял тачку покататься. Ездили мы кататься на поляну и обратно по довольно плотным пробкам. То менты проезд перекроют, то сужение, вообщем пробок и нервотрепки хватало. И этот человек ни разу не выехал на встречку, несмотря на подзуживание с моей стороны, ни разу не перестроился из ряда в ряд через сплошную разметку и не превышал скорость, где трасса была пуста.
Объяснял это просто: я что особенный? Никак я не ожидал таких слов от хозяина кайена, тем более автогонщика в прошлом. У меня такое в голове не укладывается. Это как смотреть на полет бумеранга в первый раз и не соображать - как такое возможно? Почему он обратно прилетел?
Единственное объяснение для меня, то что он православный, ходит в строящуюся церковь на улице Хадыженской. А в этой церкви служит очень духовитый батюшка - отец Флавиан. 11 лет он служил в санатории «Русь» в домовой церкви. Но в 2008 году, в год тысячелетия крещения Руси церковь оттуда выгнали и сделали в бывшем помещении церкви Св. Владимира, вполне в стиле жидобольшевиков, курительную комнату. Видимо в администрации президента нашего в православных храмах не молятся, а вот покурить негде было.
И вот батюшка начал строить новую церковь на земле одного из своих прихожан. Покупать да еще и выбирать где бы получше средств не было. И вот на моих глазах происходит другое чудо: строится уже несколько лет в имеретинке рядом с железной дорогой силами четырех армянских рабочих приют для стариков и инвалидов с храмом.
Посоветую сходить в этот храм тем, кто ищет особенно серьезной духовной жизни и приходского общения с единоверцами. После службы глубокая и продуманная проповедь продолжается минут сорок, а после прихожан приглашают к вкусной бесплатной трапезе.
Завтра в 9 утра будет служба, а потом будут именины отца Флавиана, которые торжественно отметят его духовные чада, до сих пор приезжающие даже из Сочи, и все прихожане. Приезжайте на службу и торжество!
ПУТИН.ФЛАВИАН.СИМОНКАНАНИТ.
Пресс-релиз № 132
1. Путин может украсить своё президентство, а Кирилл – патриаршество, помимо Олимпиады, ещё и явлением миру принадлежащих России мощей одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа – Симона Кананита.
2. Путин встретил Рождество юлианского 2013 года (ночь с 24 на 25 декабря 2013 года по юлианскому календарю, что соответствует ночи с 06 на 07 января 2014 года по календарю григорианскому) в Сочи – в новопостроенном храме «Нерукотворного образа Христа Спасителя» РПЦ МП. Храм расположен рядом с Олимпийской деревней в Имеретинской низменности и объявлен «главным храмом зимней Олимпиады-2014». Службу, на которой присутствовал национальный лидер, вёл настоятель храма – архимандрит Флавиан (Осколков).
3. Я познакомился с Флавианом летом 1990 года. В то время я баллотировался в Народные депутаты СССР (вместо выбывшего Полозкова), будучи выдвинут Народным Фронтом России. Одним из моих доверенных лиц была Тамара Цибулевская (моя одноклассница по краснодарской «английской» школе № 23 и одногруппница по малой внутриклассной группе по изучению английского языка и литературы у Ольги Александровны Мильчаковой). Цибулевская была дочкой доцента КСХИ; закончила КубГУ и стала ассистенткой и ученицей Кирлиана, а после смерти последнего работала личным секретарём Аркадия Ивановича Чернышёва (он при национал-социалистах был главой народного образования в крае; ушёл с германскими войсками на Запад; странствовал по свету; стал одним из лидеров основанного Блаватской «Международного Теософского Общества»; впоследствии был помилован советскими властями и вернулся умирать в Краснодар, привезя с собой огромный архив и библиотеку). После смерти Чернышёва Цибулевская была арестована УКГБ СССР по краю, архив и библиотека были конфискованы. Будучи освобождена из СИЗО УКГБ, Цибулевская несколько лет вела теософскую деятельность в Краснодаре, а в начале 90-х годов уехала в Индию, где работала в секретариате последнего Рериха, стала членом «Международного Теософского Общества», после смерти Рериха переехала в Канаду. Летом 1990 года она организовала для меня ряд предвыборных встреч со своими софийными соработниками: с краснодарскими рерихианцами; с православными монархистами (группа Торгашёва); а также с архимандритом Флавианом (тогда он только что получил этот сан, а проживал в частном доме в Краснодаре).
4. Во время наших встреч я рассказал Флавиану о полевых исследованиях на территории Большого Сочи, где я изучал христианские древности (позже результаты этих изысканий стали основой проекта «Сочи – древний христианский город», включённого в программу «Модернизация Западного Кавказа» - isaurian . blogspot . com , 22 февраля 2012 г.). У сочинских адыгов я записал легенду о том, что апостол Симон Кананит был убит на территории современного посёлка Лоо (бывшее владение убыхского рода Лао) Лазаревского района Сочи; мощи апостола были захоронены где-то на территории Большого Сочи, а на месте захоронения был возведён храм.
5. Симон Кананит – один из первых двенадцати апостолов Иисуса Христа. Прозвище «Кананит» означает «хананей» или «хананеянин» (хотя некоторые пытаются возводить его к слову «канон»). Второе его прозвище – «Зилот» - означает по-гречески «ревнитель» (борец с идолами, которые в Септуагинте названы «халдейскими иконами»).
6. В Российской Империи верили, что Симон Кананит проповедовал христианство на северном берегу Чёрного моря, где его замучили насмерть идолопоклонники. Поэтому на деньги императорской фамилии в этом регионе был построен в конце XIX века Симоно-Кананитский монастырь. Где именно захоронены мощи апостола, известно не было. А шефом проекта являлась мать Николая II (вдова Александра III ), начальником охраны которой (а впоследствии – морганатическим супругом) был абхазский князь Шервашидзе. Поэтому монастырь построили на территории современной Абхазии – в Новом Афоне.
7. Византийская же традиция говорила, что Симон Кананит похоронен в Зихской епархии, которая охватывала территории современных Туапсинского района и Большого Сочи и входила в Готскую митрополию, а не в митрополию Пицундскую. Зихская епархия была выделена указом императора (василевса ромеев) Константина Каваллиноса в 756 году эры Господней на основании решения VII Вселенского Собора Христианской Церкви 754 года (известен тем, что определил поклонение иконам, как «изобретение сатаны»). Центром Зихской епархии в разные периоды были районы нынешних Туапсе, Лоо, Имеретинской низменности.
8. Некоторые считают, что термин «зих» - это этноним (родственный терминам «убых», «дах», «адыг», шапсуг», а также топониму «Джигинка» и так далее). Но это не факт, так как другие понимают слово «зих», как сложное сокращение от «Зилоты Иисуса Христа», что связано с Симоном Зилотом. В пользу последнего говорит тот факт, что Зихская епархия была включена в Готскую митрополию, которая была создана указом императора – василевса ромеев – Льва Исавра в 737 году эры Господней. Эта митрополия включала в себя епархии: «Дорос» - Крым; «Хоцир» - южнорусские степи, Хазария; «Итиль» - Поволжье; «Таматарха» - остров Тамань; «Оногур» - Кубань; «Ретег» - Ставрополье, Кабарда, Чечня; «Гунн» - Дагестан; «Хорезм»; в 756 году к ним добавили «Зих».
На печатях византийской Готской митрополии красуется крест и греческая надпись: «Иисус Христос Ника» (то есть «Иисус Христос – Победа», 1 Кор., 15:57).
Древние готы имели руническую письменность. Вульфила, переводя Библию на готский язык, создал (на основании греческого и латинского) готский алфавит («руськие письмена» из жития Кирилла и Мефодия). Но старинные руны ещё долго использовали на территории Готской митрополии. Мы, например, открыли руну Зихской епархии, которая по-готски читается «Зиг Иисус Христос», то есть «Иисус Христос – Победа»! Это точно соответствует грекоалфавитным надписям на епархиальных печатях и позволяет полагать, что название «епархия Зих» означало по-готски «епархия Победы Иисуса Христа».
9. После наших предвыборных встреч в ходе кампании 1990 года Флавиан был переведён в Сочи, где осуществил ряд проектов и, в конце концов, Волею Господа получил задание построить «главный храм Олимпиады» в Имеретинской низменности. В ходе этого строительства были найдены руины ранее неизвестного науке древнего христианского храма, вся подземная часть которого оказалась не тронутой ни грабителями, ни археологами. Под алтарём было найдено осуществлённое с наивысшими почестями захоронение – нетронутая гробница (прямо-таки напрашивается сравнение с открытием гробницы Тутанхамона Карнарвоном и Картером). В гробнице находились мощи, но не было надписей. Флавиан поместил эти мощи в раку – и начались свидетельства о чудесах. Так, в телеинтервью члены общины Флавиана, паломники, прихожане рассказывают, что святой из раки с ними разговаривает, помогает (в том числе исцеляет) и требует, чтобы они свидетельствовали, что он и есть апостол Симон Кананит.
Флавиан (Городецкий Николай), митрополит Киевский и Галицкий.
Родился 26 июля 1840 года в семье дворянина г. Орла. На четвертом году от рождения он лишился отца, а на десятом - матери. Домашнее воспитание получил в доме тетки. Среднее образование - в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 году. По окончании курса учения в гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Глубокая религиозная настроенность, полученная им еще с малых лет, побудила его порвать связи с мирскими влечениями, и на четвертом курсе он решил окончательно отдаться служению Святой Церкви в иноческом звании. Уволившись с этого курса, он пешком направился за 90 верст в Николо-Спешинский монастырь, где был принят в число послушников и назначен на черные послушания при кухне и трапезной.
10 декабря 1863 года поступил послушником в Московский ставропигиальный Симонов монастырь.
23 декабря был посвящен в стихарь.
С глубоким христианским смирением исполнял он сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор.
В 1866 году он поступил частным секретарем к архимандриту Гурию , назначенному настоятелем русской посольской Церкви в Риме.
В том же году 17 февраля был пострижен в монашество, а 18 февраля рукоположен во иеродиакона.
Вследствие перерыва сношений русского правительства с папским двором архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в г. Казань, куда архимандрит Гурий был назначен на кафедру епископа Чебоксаркого, викария Казанской епархии, с поручением ему управления Спасо-Преображенским монастырем.
Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и 9 апреля рукоположен во иеромонаха.
15 февраля 1868 года перемещен по собственному желанию в Симферополь в число братии Таврического архиерейского дома, где исполнял многочисленные обязанности, возлагаемые на него духовным начальством.
В 1871 году нес обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию и был духовником при архиерейском доме.
16 апреля 1873 года определен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита.
6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии. С апостольской ревностью в течение десяти лет проходил он здесь свое миссионерское служение. Прежде всего он с рвением занялся изучением китайского языка, как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиозно-нравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами.
2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в сан архимандрита.
Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае стала увеличиваться с каждым годом.
В 1882 году архимандрит Флавиан был в Японии у епископа Николая для представления одного китайца к рукоположению в священный сан. Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако самоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха.
В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры.
2 февраля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. (В БЭС т. I, стб. 768, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1880-й).
С 29 июня 1885 года - епископ Люблинский, вик. Холмско-Варшавской епархии.
С 14 декабря 1891 года - епископ Холмский и Варшавский. Здесь он вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа знамя православия.
15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа с оставлением Холмским и Варшавским.
С 1892 по 1894 год присутствовал в Св. Синоде.
14 мая 1896 года награжден панагией с украшениями.
С 21 февраля 1898 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский - Экзарх Грузии.
В этом же году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и утвержден постоянным членом Св. Синода.
1898-1899 гг. - почетный член Духовных Академий Казанской и С.-Петербургской.
С 10 ноября 1901 года - архиепископ Харьковский и Ахтырский. На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это немногое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют. Усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, учреждено религиозно-просветительное братство. Он придавал особенное значение уставности, благолепию и осмысленности в совершении всех служб церковных и треб.
Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение о ней, о преподающих и обучающихся в ней. Он оказывал внимание и Харьковскому университету, участвуя в его торжествах и совершая в церкви университета богослужения. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению учебного и воспитательного в них дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним расходы, облегчая тем церкви и духовенство, вызывал упорядочение и строгость в ведении отчетности. Часто и усердно он совершал в их храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах и торжественных собраниях. По его предложению было открыто братство во имя св. великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища.
С 8 декабря 1902 года - почетный член Киевской духовной академии.
1 февраля 1903 года возведен в сан митрополита и награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
С 1 февраля 1903 года - митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры.
29 августа 1911 года награжден правом предношения креста за богослужением.
Скончался 4 ноября 1915 года от астмы сердечной в Киевской Лавре.
Это был великий иерарх Русской Церкви. Он отличался крайней добротой. Помогал он всем, буквально, никому не отказывал в материальной помощи.
В Киеве были назначены определенные дни для приема неимущих: с утра до вечера стекался к нему народ, раздача денежных пособий была щедрая.
В Петрограде не было определенных им дней для приема бедноты, а потому, когда день на неделе был свободный от заседаний в Св. Синоде, то Киевское подворье (на Васильевском острове), где проживал митрополит, осаждалось беднотой.
За свою праведную жизнь перед кончиной ему было возвещено в видении грядущие судьбы Русской Православной Церкви, о чем в своей время было напечатано в Синодальной газете "Всероссийский Церковно-Общественный Вестник" в ноябрьских номерах за 1915 год.
Он очень почитал митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), о прославлении которого он возбуждал ходатайство пред Св. Синодом в 1914-1915 годы.
Знаменательно то, что митрополит Флавиан скончался именно в тот день, в который преставился и митрополит Павел.
Труды:
Речь при встрече его в Киево-Софийском кафедральном соборе, 25 февраля 1903 года. "ТКДА" 1903, март, с. 1.
Речь в Киево-Печерской Лавре 25 февраля 1907 г. "ТКДА" 1903, март, с. 5.
"Послание пастырям Киевской епархии". "ТКДА" 1905, октябрь, с. 133.
"Речи при вступлении царей в Киево-Софийский собор 29 августа 1911 года". "Приб. к "ЦВ" 1911, № 38, с. 1557.
"Слово духовенству Киевской епархии". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1447.
"Речь, сказанная при вручении жезла новохиротонисанному епископу Каневскому Василию, первому викарию Киевской епархии 6 августа 1914 года". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 34, с. 1499. "ТКДА" 1914, сентябрь-октябрь, с. 1.
"Объяснение православного богослужения". Материалы для китайского словаря.
Переводы на китайский язык:
"Указания пути в Царство Небесное". Преосвящ. Иннокентия.
"Краткое изложение христианской веры". Составлено прот. Н. Волубовым.
Литература:
"Церк. Ведом." 1891, с. 403, 1892, № 20, с. 176, 1896, № 19-20, с. 160, 1898, № 9, с. 43, 1901, № 46, с. 375, 1903, № 6, с. 37, 1910, № 22, с. 240, 1911, № 39, с. 307, 1913, № 18-19, с. 179.
"Приб. к "ЦВ" 1910, № 6, с. 242-250, 1914, № 34, с. 1499.
Булгаков, с. 1395, 1399, 1400, 1403, 1416.
БЭС т. I, стб. 686, 768, т. II, стб. 1330, 1331, 2253, 2272, 2289.
БЭЛ т. IV, стб. 731, 732, т. X, стб. 612-618.
"Русск. Паломн." 1889, № 44, с. 521-522, 1910, № 9, с. 141, 142, 1910, № 26, с. 422, 1911, № 11, с. 162, 1911, № 39, с. 621, 1915, № 52, с. 831, 832.
"Русский Инок" 1911, март, вып. V, с. 35, 1911, октябрь, вып. 44, с. 76, 1915, № 21, с. 1265-1273, 1915, № 22, с. 1317, 1915, № 23, с. 1386-1389, 1915, № 24, с. 1438-1443.
"Всерос. Церк. Обществ. Вестник" 1915, ноябрь.
"Церк. Вестник" 1891, № 40, с. 636, 1891, № 51-52, с. 816, 1908, № 27, с. 841, 1908, № 30, с. 936, 1908, № 38, с. 1191.
"Правосл. Собес." 1899, ноябрь, с. 180, 1900, июль-август, с. 16, 1905, июль-август, с. 8, 1914, ноябрь, с. 4.
J.M. Cunningham, A vanquished Hope passim.
"Прав. Календарь" 1918, с. 22.
"Мисс. Календарь" 1907, с. 139.
"Дух. Вестн. Груз. Экзарх" 1901, № 23-24.
Илиодор, с. 104, 107.
Поливанов А.А. "Из дневника и воспоминаний 1907-1916 гг.". М., 1929 г., т.I, с. 1-240.
Денисов, с. 783.
Багрецов Л. "Член Св. Синода Высокопр. Флавиан, архп. Харьковский и Ахтырский и вступление его на кафедру Харьковской епархии". С приложением его портрета. Харьков, 1901.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1910 г.", с. 3, 24-25.
"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 486, с. 72-73.
"Воскресный день", 1900, № 31, с. 369.
"Отдых христиан." 1908, август-сентябрь, с. 59.
"Нива" 1892, № 47, с. 1040.
"Красный Архив" 1936, т. 4(77), с. 201.
"Изв. Каз. Еп." 1885, № 5-6, с. 89, 1885, № 14, с. 355, 1907, № 40, с. 1239, 1911, № 9, с. 271, 1912, № 41, с. 1242, 1913, № 1, с. 22, 1913, № 39, с. 1174.
Теодорович Т.П. "К сорокалетию пастырства", ч. I, с. 107.
N. Rklickij, Zizneopisanie IV, 35.
A. Levitin - V. Savrov, Ocerki po istorii I, 68.
P, Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche, 96.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 19, 25, 28.
ZMP 1950, 1, 60: 1911 weihte er die Nikolaj-Kirche im Pokrovskij-Frauenkloster.
M Evlogij, Put" moej zizni 91, 108, 195, 205f, 214, 235, 242, 272.